Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство

Многие знают, как выглядит православный храм внутри и с снаружи, но не все знакомы с названиями и назначением многих архитектурных элементов православного храма, их символикой и смыслом. Далее речь пойдет именно об этом.

Материал может быть полезен школьникам, студентам, преподавателям и всем, кто интересуется православным христианством, его архитектурой и духовным содержанием.

Православный храм
Храм Трех Святителей Московских в с. Медведево

Самая большая часть храма  – место для прихожан, собирающихся на церковное богослужение. В храме множество икон, изображающих Бога, ангелов, святых.

Икона

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или истории Церкви.  У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Целая стена из икон называется иконостас, может иметь несколько ярусов.

Схема православного храма

Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство

Любой православный храм имеет  три основных части: притвор, непосредственно сам храм  и алтарь.  Притвор – это место для  тех, кто готовится к крещению и кающихся.   Здесь можно купить  свечи, церковную литературу, нательные крестики,  написать поминальные   записки и о здравии.
В крупных храмах до пяти основных ярусов плюс дополнительные.

Иконостас

В центре иконостаса –  двери. Они называются Царские врата. Через них никто, кроме священнослужителей  проходить не имеет права.
Царских врат размещена икона Иисуса Христа. Слева –  икона Божией Матери.  Амвон – возвышение, откуда священники читают молитвы и проповеди.   За иконостасом находится  алтарь, святое место, поэтому в него не могут входить непосвященные, т.е. обычные миряне.

Исключения делаются для алтарников (помогающих в алтаре мужчин) и иногда  по благословению священника в алтарь допускаются особо уважаемые прихожане. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство

Алтарь

В центре алтаря расположен Престол – квадратный стол, на котором хранятся главные ценности храма:  богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница (священный сосуд со Святыми Дарами, символизирующими Тело и Кровь Христа; используется в при совершении таинства причастия), дароносица (переносная дарохранительница для причащения за пределами храма), антиминс (квадратный платок со вшитыми в него частицами мощей какого-либо мученика) и святое Миро – ароматическое масло для совершения таинства миропомазания.

В восточной части алтаря – апсиде (имеет вид полукружия) напротив Престола расположено Горнее место (возвышенность, от слова гора), над ним размещен образ Христа. В этом месте, как правило, располагается кресло настоятеля храма. Между Престолом и Горним местом устанавливается семисвечник – подсвечник с семью лампадами. В Алтаре находится также жертвенник – стол для приготовления жертвы из вина и хлеба (вино символизирует кровь Христа, а хлеб его тело) для осуществления таинства  евхаристии (причащения).

Схема Православного храма

Внешний вид православного храма

Внешний вид храма не менее сложен и интересен. Практически каждый храм имеет колокольню.  Колокольня — башня, на которой установлен один или  более колоколов.   Трапезная — помещение  в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи.  

Купол – пространственное покрытие зданий, по форме близкая к полусфере (полушару). Апсида — примыкающий к основному зданию  пониженный выступ, полукруглый, гранёный или  прямоугольный, апсид может быть несколько, но обязательно  нечетное число.  Вход в  храм (паперть) располагается с западной стороны, на противоположной стороне – алтарь.

История храма Трех святителей Московских

Создание храма     

История храма трех святителей Московских в  селе Медведево насчитывает более ста лет. Первыми поселенцами села стало семейство казаков Медведевых, которое переселилось из Чебаркульской крепости еще в 1784 году, построив хутор на реке Бишкильке. Административно казачье поселение принадлежало станице Травниковской Троицкого уезда Оренбургской губернии. Поселок быстро разрастался. Кроме его основателей — рода Медведевых — старожилами становились другие казачьи семьи из Чебаркульской крепости: Бухарины, Щапины, Антоновы, Колеватовы, Жигаловы, Зеленины, Савельевы, Солдатовы, Дышаевы, Кадышевы, Смирновы. 

История храма Трех святителей Московских
История храма Трех святителей Московских

Ближайшая церковь в честь Покрова Божией Матери, где шло богослужение, находилась в Травниках, что в 10 верстах от Медведева. Крепким в православной вере казачьим семьям приходилось зимой на санях, летом на бричках, а где-то и пешком добираться до соседней церкви, чтобы отстоять воскресную или праздничную службу. Из той же станицы самому
священнику нередко приходилось добираться до Медведева, чтобы окрестить родившихся или отпеть умерших.

История храма Трех святителей Московских
История храма Трех святителей Московских

Много раз на сходках казаки вели разговоры о строительстве своего
храма, и вот в июле 1881 года в Синод поступает прошение от медведевских казаков Максима Антонова, Якова Угрюмова и урядника Алексея Бухарина с просьбой о разрешении построить церковь. Наконец в августе 1883 года из Оренбургской духовной консистории пришло письменное разрешение на инициативу казаков.

Пока строилась церковь, медведевцы организовали свой приход, который разместился в обывательском доме. Первые богослужения вел священник отец Василий Емельянов, назначенный Преосвященным Макарием, архиепископом Оренбургским. Помогал ему в службах псаломщик Николай Иванович Протасов. 

Строительство длилось без малого 10 лет, поскольку храм возводился на народные средства. 16 сентября (по старому стилю) 1893 года усердие казаков было вознаграждено: над селом встал красавец — храм, который освятили в честь святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Храм стали называть Трехсвятительским.

Первым священником храма стал отец Николай Малышев. Он родился 5 декабря 1862 года (по старому стилю) в селе Булгакове Уфимской губернии в семье диакона Аполлинария Ивановича Малышева. В 1882 году окончил курс Благовещенской учительской семинарии и был удостоен звания учителя начального училища. По воинской повинности был причислен к Троицкому призывному участку и зачислен в ратники ополчения.

До 1888 года был учителем ремесленного училища в г. Троицке. 29 августа 1888 года Преосвященным Макарием, епископом Оренбургским и Уральским, рукоположен в сан диакона и направлен в Челябинск, где служил в Христорождественском соборе и преподавал в приходской школе. За усердие к школьному делу отец Николай был награжден набедренником. Затем 18 апреля 1893 года он рукоположен в иереи (священники) и определен в Медведевский приход. Ему шел 31-й год. Его жене, Клавдии Александровне, дочери штабс-капитана Александра Лаврентьева, было 28 лет.

В то время у них было уже трое малолетних детей: Варвара, Нина, Анна и племянник Саша, сын умершего брата. Храм еще достраивался, предстояли его отделка, приобретение необходимой утвари. Все это требовало немалых усилий клира и прихожан. Поскольку домов для причта еще не построили, семья священника жила на общественной квартире.

Только в 1895 году семья обрела свое жилье. Казаки построили для батюшки деревянный, крытый железом, довольно удобный дом с добротными надворными постройками. В то время с отцом Николаем служил диакон Иоанн Протопопов. Церковным старостой был войсковой гражданин Лев Егорович Медведев, окончивший курс в казачьей поселковой школе.

 Храм стал центром и средоточием жизни всего села. В 1895 году было открыто приходское попечительство. Священник Николай Малышев после службы преподавал уроки Закона Божьего для детей в двух школах казачьего ведомства.

В то время церковная библиотека насчитывала 113 томов, в основном, духовной литературы. В 1905 г. Трехсвятительский храм в Медведеве посетил епископ Оренбургской епархии Макарий и даже заночевал здесь. В 1915 г. Священный Синод наградил отца Николая орденом Святого Владимира IV степени за труды на духовной ниве. Высочайшее благословение получили и казаки, которые жертвовали на строительство и благоустройство церкви. Среди них урядник Василий Медведев и казак Иван Кузнецов.

В годы революционного переворота на Урале «белое движение» возглавил адмирал Колчак. «Красные» упорно наступали. 23 июня 1919 г. линия фронта пролегала через разъезд Тактыбай и с. Медведево. Старожилы рассказывали, что казаки-колчаковцы установили на колокольне храма пулемет, чтобы сдерживать натиск «красных», выступивших под предводительством Хаханьяна.

Противостояние закончилось тем, что «красные», стреляя из орудия, установленного возле моста на берегу реки Бишкильки, попали в колокольню, разрушили ее и вместе с нею — самый большой купол, увенчанный крестом. Сохранилось предание о том, что после разрушения колокольни вооруженные красноармейцы ворвались на территорию храма, схватили находившегося там священника отца Иоанна (имя документально не установлено) и расстреляли его прямо возле алтарной части церкви. 

Прихожане священника похоронили, как было принято, в церковной ограде и, как могли, отремонтировали разрушенную колокольню. Так милостью Божией в храме в продолжение еще 15 лет шло богослужение.

        В декабре 1919 г. арестовывают отца Николая Малышева и отправляют в Челябинскую Губчека, сажают в тюрьму «за контрреволюционную деятельность» (по ложному доносу трех жителей села). За батюшку вступились прихожане храма. На общем собрании они написали заявление (ходатайство) об освобождении священника Николая Аполлинарьевича Малышева, который «всегда с кафедры и на собраниях призывал нас не проливать братской крови, а устраивать жизнь мирным путем, идя рука об руку, с братской любовью».

Под ходатайством подписались 86 человек. Это было время массового террора и репрессий против церкви и ее служителей, и требовалось немалое мужество, а главное — крепкая вера, чтобы открыто выступить в защиту священника. В ноябре 1920 года батюшку освободили по амнистии, но на шесть лет запретили служить. По сути, отец Николай находился под домашним арестом, так как выезжать из Медведево ему запретили. В 1926 году,
оправившись от потрясений, протоиерей Николай Малышев перешел на службу в Александро-Невский храм г. Миасса.

Здесь его испытания не закончились: он был снова арестован, правда, по приговору оправдан. В 1930 году батюшка в очередной раз стал узником НКВД вместе с группой миасских священников. У него изъяты альбомы с фотографиями иереев, книги, серебряный крест, переписка с духовными чадами. Вскоре его отпустили, но запретили служить. Тем не менее, отец Николай  не оставил своих духовных чад без окормления и слов утешения.

В 1937 году сотрудники НКВД сфабриковали дело против священников тихоновской ориентации. Брали всех без разбора. Не пощадили и 75-летнего отца Николая Малышева, вменив ему в вину участие в нелегальной контрреволюционной организации.

На суде батюшка не признал себя виновным и просил судей о
снисхождении: «По своим годам и здоровью я стою на краю могилы, прошу дать мне умереть на своей родине и на свободе». Но «тройка» управления НКВД по Челябинской области беспощадно постановила: Малышева Николая Аполлинарьевича расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 4 октября 1937 года. 

В 20-х годах, когда Трехсвятительский храм нередко оставался без священника, богослужения все же не прекращались. В этот период настоятелем храма стал иерей Константин Никитин. Ему помогал диакон Павел Черноба.

Отец Павел вместе с семьей жил в Медведеве на квартире атамана Степана Михайловича Щапина, на дочери которого он был женат. Павел и Параскева повенчались в Трехсвятительском храме. Тогда он еще был регентом церковного хора, а его супруга — певчей. Но в 30-х годах, когда усилились гонения на священников, о. Павел, как зять репрессированного атамана, был арестован и выслан в Среднюю Азию, в город Чарджоу (Туркмения).

Православный храм

Там он устроился работать на железной дороге. И в 1937 году, когда на станции произошла авария, во вредительстве обвинили Павла Мартыновича Чернобу. Зять репрессированного атамана,
бывший церковный служитель, ссыльный, лишенный прав, да к тому же вовремя обыска под его одеждой был обнаружен подрясник. Этого хватило, чтобы признать его врагом советской власти. Суд приговорил о. Павла к расстрелу.

В 1933-1934 годах коммунисты проводили кампанию по снятию колоколов с храмовых колоколен и запрещению колокольного звона. В секретных документах поступали от правительства указы снять колокола с колоколен и оставить при каждом храме только один колокол, весом не более 16 килограммов, для пожарных нужд, а также следовали указы о запрещении колокольного звона. 

Так в массовых масштабах шла борьба с Православием. Богоборцы добрались и до Медведевского храма. Летом 1934 года снимали колокола с колокольни, разрушенной в июле 1919 года красными выстрелом из пушки. Это было второе разрушение храма. Закрыв храм, коммунисты открыли в нем клуб, потом стали хранить зерно.

В Государственном архиве Челябинской области найден документ о снятии колоколов и запрещении колокольного звона. Время появления этого документа совпадает со временем закрытия Медведевского храма и снятия его колоколов.

Второе рождение храма

 Летом 1941 года Гитлер напал на Советский Союз. Вопреки патологическим страхам большевиков, видевших в каждом православном священнике «врага народа», верующие сделали выбор в пользу Отечества. Война стала для народа искуплением греха, содеянного в 17-м году. Она показала истинную духовную мощь Русской Церкви. Война заставила большевиков обратиться к не раз оплеванной ими истории России, поняв, что без восстановления у народа исторической памяти врага не победить.

Вспомнили русских святых, позвали на подмогу еще недавно жестоко преследуемую, ограбленную Церковь, стали создавать фильмы и книги об Александре Невском, Минине и Пожарском, Кутузове. Пришлось и многих «врагов народа» из тюрем выпустить, и смириться с тем, что храмы вновь заполнились верующими.
В 1943 году на Руси вновь зазвучали колокола, зовущие православных к Божественной службе в храмах.

К этому времени Медведевский Трехсвятительский храм был разорен, использовался под зернохранилище. Со дня его закрытия (в 1934 году) прошло 9 лет. Но не прекращали молиться о возобновлении православных служб в храме монахини и ревностные
молитвенники-миряне. Собирались на богомолье в домах православных односельчан, а чаще всего у матушек-монахинь. Часто верующие медведевские жители ездили на богослужения в храмы города Челябинска.

С благодарностью вспоминают верующие жители поселка Медведевского матушку Афанасию Щапину, инокиню
Агапию Стефановну Щапину и других. Это они поднимали из руин Православную Церковь. Наконец, и до Медведевского поселка дошла радостная весть об открытии православных храмов и возобновлении служб в них.

Устройство православного храма

Православные верующие поселков Медведевского, Опытного, Бишкиля, предварительно заручившись поддержкой местных партийных и советских органов, создали инициативную группу из 20 человек, чтобы хлопотать о ремонте Трехсвятительского храма и возобновлении служб в нем. Инициативная группа собрала более 500 подписей в поддержку открытия Медведевского храма.

Они каждый день, шаг за шагом, шли к намеченной цели. Наконец дождались, когда приехал весной протоиерей Василий Тимофеевич Колесников и благословил прихожан на ремонт храма и сбор подаяний. Не так уж много храмов г. Челябинска и области было открыто для службы в сороковые годы, а вот Трехсвятительский Медведевский праздновал свое открытие уже в Пасху 1947 года.

Иконостас

А после Светлой Седмицы при большом стечении народа состоялось первое венчание. Прихожане радовались открытию храма и красоте супружеской пары — Константина и Нины Загуменновых.

 Первую службу после открытия храма совершил священник Василий (Колесников). Он родился в 1873 году. Батюшка и дьякон Никита Зырянов с семьей купили дом в Медведево и вели совместное хозяйство. Стол также был общим.  

Внешний вид православного храма

После закрытия храма в 1961 году и последующей смерти дьякона Никиты Зырянова отец Василий переехал в Челябинск и принял постриг с именем Вассиан. Он умер в 1966 году в возрасте 92 лет, похоронен на Успенском кладбище.

В начале 50-х годов богослужение вел Иоанн (Воронцов). 

О нем поведала Лия Григорьевна Казанцева — дочь псаломщицы Елизаветы Алексеевны Хрусталевой. В свое время батюшка принял обездоленную Елизавету Алексеевну с двумя детьми и разрешил жить при храме. Сам о. Иоанн жил с матушкой (супругой) и двумя племянницами в деревенском доме. Куда уехал о. Иоанн и какова его дальнейшая судьба — неизвестно.

В «Похозяйственной книге» села Медведево, что хранится в архиве Тимирязевского сельсовета, за 1952-1957 годы имеется такая запись: «Толмачев Яков Леонтьевич, 1890 года рождения. Образование 4 класса. Священник Медведевской церкви с 1952 года…». Об отце Иакове рассказала Т. Титова, которая знала его. Батюшке было 62-63 года, а выглядел он очень старым, потому что отбыл восьмилетнее заключение в лагере на Соловках. В Медведеве он жил несколько лет. 

Второй раз храм закрыли в 1961 году. Говоря о втором закрытии Медведевского храма, приведем эпизод беседы с Андроновой Екатериной Трофимовной. «Когда пошли слухи о закрытии храма, собралась группа инициативных прихожан во главе с Андроновой на прием к уполномоченному по делам религии Салову в Челябинск. Встретившись с ним, спросили, почему собираются снова закрыть храм, что надо сделать, чтобы его не закрыли. Салов долго разговаривать не стал: «Нечего ездить, нечего хлопотать, время пришло закрывать храм».

19 июля 2000 года в поселке Тимирязевском мы беседовали с Зинаидой Михайловной Башкатовой, врачом Тимирязевской больницы. Как она рассказывала, инициаторами собрания о закрытии храма были: председатель сельсовета Зеничев, Ивлева, ветврач Черноиванов, Корюкова, а также другие пришедшие коммунисты и привезенные из Аджитарово татары-мусульмане.
Они проголосовали за закрытие православного Трехсвятительского храма.

Из решения исполкома Чебаркульского райсовета от 27 июля 1961 года:

«Исполком районного Совета, рассмотрев протоколы общего собрания с. Медведево по вопросу «О борьбе с религиозными предрассудками»,
отмечает, что из 645 человек взрослого населения, проживающего в с.
Медведево, на собраниях присутствовал 601 человек.

На собраниях выступило 27 человек, из которых 25 человек высказали предложение о закрытии церкви в с. Медведево и требовали поставить вопрос на голосование. Из общего числа присутствующих 590 человек, или 98%, голосовали за закрытие церкви. …Главной причиной является тот факт, что религиозное общество и церковь села Медведево допускают нарушения существующего законодательства о культах.

Несмотря на длительное существование церкви, до сих пор не согласован с органами власти состав церковного совета и ревизионной комиссии, тем более, что в составе исполнительных органов церкви имеются лица, способные трудиться на производстве и с которыми не могут согласиться местные органы, как с людьми, ведущими паразитический образ жизни и преследующими цели легкой наживы за счет веры. 

Церковное общество и церковь с. Медведево не заключили с местными органами власти типового договора на передачу и пользование помещением и церковным имуществом. Подавляющее число прихожан является верующими из других населенных пунктов области и района. Наводнение в дни религиозных праздников приезжих из других городов и сел области представляют большие неудобства для жителей села Медведево. 

В то же время отмечено, что за последнее время среди жителей села Медведево резко сократилось число верующих и многие граждане отошли от церкви… Церковь наносит большой вред культурному облику села, отрицательное влияние на атеистическое воспитание трудящихся и подрастающее поколение. Все это вызывает законное возмущение трудящихся и жителей с. Медведево, единодушно высказывающих предложение о закрытии церкви в селе.
Исполком райсовета решает:

  • “Одобрить решение общего собрания граждан села Медведево,
  • подавляющем числом голосов проголосовавших за закрытие церкви.
  • Просить исполком Челябинского областного Совета депутатов
  • трудящихся снять с регистрации религиозное общество села Медведево, как допускающее нарушение Советского законодательства о культах и вступить
  • в ходатайство перед Советом Министров РСФСР о закрытии церкви в селе Медведево.
  • Учитывая предложения трудящихся, считать целесообразным
  • использовать помещение церкви для амбулаторного приема и рентгенкабинета.

Председатель исполкома райсовета Батов
Секретарь райсовета Лонщакова”.

Трехсвятительский храм пережил нашествие богоборцев. Иконы и
церковную утварь грузили на машины и увозили неизвестно куда. Часть иконописных образов свалили в кучу перед храмом, который оцепили солдаты, и подожгли. Многие из селян тогда плакали. Среди верующих были такие, которые прорывались сквозь оцепление и выхватывали из огня иконы. Среди них была и баба Груша — Агриппина Богодановская.

На угрозы взорвать церковь группа верующих отказалась выходить из храма, желая погибнуть вместе с ним. Правда, нашлись двое местных жителей, которые забрались на колокольню и скинули оттуда пять колоколов, а местный тракторист даже попытался разрушить строение бульдозером. Один из сброшенных колоколов был отдан в д. Попово на пожарную колокольню.

После закрытия Медведевского храма в 1961 году певчие церковного хора Ольга Бедина, Параскева Просвирнина и Татьяна Титова продолжали трудиться во славу Божию. Они ходили по домам петь панихиды и молитвы по усопшим, читали Псалтирь. Денег за это никогда не брали.

Третье рождение храма

      32 года верующие жители села Медведево со скорбью смотрели на свой полуразрушенный храм. И только летом 1993 года на волне новых веяний состоялся сельский сход, и начался сбор подписей в дело возрождения храма. В 1997 году по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова в село приехал священник отец Александр Щапин (совпадение знаменательное!).

Богослужения пока вели в доме жительницы села и одновременно начали ремонт церкви. В 2000 году на Пасху прошел крестный ход от молельного дома до Трехсвятительского храма. Духовная радость охватила всех участников хода, когда на крыльце церкви показался отец Александр с пасхальным подсвечником в руках и возгласил:
— Христос Воскресе!
Над селом прогремело дружное:
— Воистину Воскресе!
После этого никто не сомневался — храму быть.

А рано утром восемь прихожан вышли из дома посмотреть, как солнышко играет на Святую Пасху. И тут предстало чудесное явление: над разрушенным храмом сияло солнце, играя лучами разного цвета. Вдруг от солнца одно за другим отошли три облака. Они дошли до храма, затем снизошли на него, окрасив храм в золотистый цвет.

А солнце все ярче и ярче сияло, перекатываясь, играя лучами, под этими лучами стены храма окрашивались то в золотистый, то в розовый цвет. Причем окраска менялась только у храма, а дома, стоящие рядом с ним, оставались обычными. Божия Благодать снизошла на разрушенный храм.

Это было еще одним знамением того, что Трехсвятительский храм будет восстановлен. 28 мая 2000 года закипела работа. 18 октября 2000 года митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм Трех святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Начались богослужения. К лету следующего года церковь полностью покрыли железом, установили купола и кресты на них, наладили водяное отопление.

Примечательно, что отправленный в 1961 в д. Попово сброшенный с церкви колокол был возвращен и занял свое законное место на звоннице. Храм преображался на глазах. Сегодня облагораживается территория храма. За алтарем установлен Поклонный Крест на могиле священника, убитого большевиками 23 июня
1919 года.

Посажено много редких пород деревьев и цветов, каждый год плодоносят фруктовые деревья и виноградник. На сельском
кладбище есть могилы, где похоронены священники и монахини. Те из них, которые удалось установить, обихаживаются, и каждый год на Радоницу священник служит по усопшим панихиду. Перед каждой службой над Медведевом плывет колокольный звон. К двум старым колоколам добавились еще три новых. 

Храм в селе Медведево славится также своими источниками. Один из
них — в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» – находится в двух минутах ходьбы от храма, возле речки Бишкилька. По преданию, в прежние времена на этом источнике видели Царицу Небесную.  Другой святой источник – праведного Симеона Верхотурского – расположен в двух километрах от церкви. Верующие из старожилов рассказывают, будто священник Николай Малышев удостоился встречи со святым, который указал на место, откуда и забил родник.

Был еще один источник, который бил из-под алтаря храма. Но в годы советской власти он трижды разорялся. Дважды течение воды возобновлялось сразу после восстановления храма и начала богослужений. Но в последний раз источник завалили землей так, что ее пришлось отгребать бульдозером. Источника пока нет, но есть надежда, что когда-нибудь он появится вновь …

В храме восстановлен иконостас, возвращены сохраненные прихожанами старинные иконы и написаны новые.  Славится своими чудесами икона Тихвинской Божьей Матери. 

На территории храма построена крестильня.  Сегодня при храме работает Воскресная школа.  Много еще чудесных и знаменательных событий произошло и, без сомнения, произойдет в старинном храме села Медведево. Но главным из всех было и останется чудо преображения человеческой души, прикоснувшейся к святыне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.