1. Предпосылки и начало преобразований

◄ГДЗ по историиГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
§ 1. Предпосылки и начало преобразований
§ 1. Предпосылки и начало преобразований

Вопросы и задания к § 1. Предпосылки и начало преобразований

1. Почему первые действия Петра I как самостоятельного правителя связывают с особенностями его воспитания?

Образование Петра I было вполне традиционным и даже уступало тому, что получили его старшие братья. Царь Алексей Михайлович расширил круг дисциплин, которые стали преподавать его сыновьям. Появились и новые учителя, такие как просветитель и поэт Симеон Полоцкий.

Однако дать подобное образование своему младшему сыну Алексей Михайлович не успел. Молодого государя принялись учить как прежде, без особых новаций. При этом Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в военных играх. Парадокс, однако, заключается в том, что, не получив традиционного образования, он оказался более восприимчив к новым, светским знаниям.

Здесь ему помогли такие свойства личности, как природная любознательность и огромное трудолюбие. Пётр учился практически всю жизнь, поражая учёных иностранцев цепкостью ума и глубиной суждений, а русских современников — упорством. Неустанные труды не пропали даром — царь стал образованным человеком, сумевшим поставить свои обширные знания на службу Отечеству.

В Преображенском, где воспитывался Петр, возник особый мир, далёкий от скроенного на византийский манер мира кремлёвского с его чинопочитанием и церемониями. Позднее современники отметят резкие отличия в поведении Петра I от того, которое было положено ему как государю. Царь-реформатор и здесь перешагнул через традиции, выстроив иную, не свойственную православному государю модель поведения. В ней будут преобладать светское начало и известный «демократизм», хотя, конечно, демократом Пётр никогда не был.

2. Какие черты личности Петра I привлекают вас? Какие отталкивают? Почему?

Привлекают: решительность, стремления на пользу Отечества и государства, уверенность в себе, устремленность к новому, отсутствие боязни перед авторитетами. Это позитивные качества лидера, который всегда может овладеть изменчивой ситуацией.

Отталкивают: чрезмерная жестокость, неприятие чужого мнения, презрение к старине, морали, преклонение перед иностранцами, готовность ради государства пожертвовать сотнями тысяч неповинных людей.

3. Почему первые реформы Петра I могли вызвать негативную реакцию российского общества? Аргументируйте свой ответ.

Традиционное, патриархальное общество не могло позитивно принять радикальные реформы нового царя. Вводились иноземные порядки чуждые мышлению россиянина того времени. У царя не было четкого обдуманного плана реформ. От реформ многие пострадали.

Царь радикально расправился с церковью, сделав ее одним их орудий государства, тем самым возбудил неприязнь не только священников, но обычных верующих (церковь в то время обладала огромным авторитетом).

Часто нововведения просто бездумно копировались с институтов западных стран, например, в вопросах управления – в результате резко вырос бюрократический аппарат. Чиновников, как и армию (велись многочисленные войны) нужно кормить – налоги увеличились в три раза.

Были реформы вообще непонятные основной массе населения – вводилось европейское платье, ассамблеи, бритье бород (хочешь походить на нормального человека – носить бороду – плати налог), переплавлялись церковные колокола на пушки. Не случайно в народе Петра воспринимали как Антихриста.

4. Почему в первые годы своего правления Петра I больше интересовала внешняя, а не внутренняя политика?

Царь Петр воспитывался под влиянием иностранцев, в частности Лефорта. Он стремился вывести Россию из изоляции, приобщить ее к европейской культуре, развивать торговые и хозяйственные связи, но возможности сотрудничества ограничивались с севера Швецией, с юга – Турцией. Чтобы от них не зависеть нужен был выход к морю.

Только обладая мощным военным и торговым флотом Россия, могла встать вровень с другими государствами Европы.

Пётр I «наследовал» от царевны Софьи войну с Турцией и Крымом. Союзники давили на Россию, требуя помощи. Да и самому Петру после «кожуховских манёвров» не терпелось проявить себя. Но куда нанести главный удар? Идти в Крым, как боярин В. В. Голйцын?

Пётр избрал иное направление — открывающее путь к морю. В 1695 г. московское войско двинулось к Азовскому морю. Однако русские действовали несогласованно, и турки отстояли крепость Азов. Царю пришлось отступить.

Потерпев неудачу на южном направлении царь решил вести войну со Швецией за выход в Балтийское море. В ходе “Великого посольства” Петру удалось создать антишведский союз.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) Стрелецкий бунт – 1698 г.
  • 2) Великое посольство – 1697—1698 гг.
  • 3) первый Азовский поход – 1695 г.
  • 4) второй Азовский поход – 1696 г.
  • 5) правление Петра I – 1682—1725 гг.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Можно ли утверждать, что предпосылки первых реформ Петра I сформировались в предшествующий период и были связаны с политической борьбой конца XVII в.?

В. Основой первых преобразований стали реформы отца и брата царя Петра I. Реформы первых лет правления Петра сохраняли направленность предшествующих десятилетий в новых условиях.

Предшественники Петра I (Алексей Михайлович и царь Федор) так же проводили реформы по европейским образцам, но действовали крайне осторожно и поступательно.

Например, полки нового строя с командирами иностранцами уже были в русской армии. Были сожжены разрядные книги – был предоставлен доступ к государственной службе безродным, но талантливым людям.

Развивалось образование – создана славяно-греко-латинская академия, приглашались образованные люди (Симеон Полоцкий и др.). Ордин-Нащокин создал Новоторговый устав – по которому русские купцы в торговле с иностранцами имели преимущества.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

  • 1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?
  • 2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?
  • 3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

1) Увлечения: ремесло и военное дело. Но ни с чем не может сравниться страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению. По признанию самого царя, истоки этой страсти восходят к рассказу князя Якова Долгорукова о том, что у него когда-то был «инструмент, которым можно было брать дистанции или расстояния, не доходя до того места», и к знакомству со старым ботиком, на котором, как сказали Петру, можно плавать против ветра.

2) Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и преемников. Невозможно себе представить, чтобы его богомольный отец, «тишайший» Алексей Михайлович, освободившись от пышного царского одеяния, орудовал мастерком каменщика или молотом кузнеца.

Ребенком Петр увлекался военными играми, для его развлечения были созданы потешные полки Преображенский и Семеновский из жителей одноименных деревень (в будущем станут первыми гвардейскими полками).

Став взрослым царь создал лучшие в мире армию и флот, которые принесли множество побед, расширение территории страны, выход в Балтийское море. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу…

§ 2-3 Северная война

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.