Предпосылки Петровских реформ 

ДЗ ГДЗ по истории◄ История России. Арсентьев 8 кл.

Предпосылки Петровских реформ

 

Почему к концу XVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?

Россия никогда не была изолирована от мира, всегда торговала с западными, юго-восточными странами. Происходили военные конфликты на Западе – с Речью Посполитой (Польша и Литва), на юге с Крымским ханством и Османской империей. Уже царь Борис Годунов осознал важность многих нововведений в области культуры и военного дела сделанных в Европе. Смутное время с участием Польши и Швеции поставило Российское государство на грань гибели.

Уже при первом Романове – царе Михаиле приглашались на службу в Россию иноземные специалисты – военные и врачи. К концу 17 века элита России окончательно осознала, что без реформ страна не сможет противостоять Речи Посполитой, Швеции и Османской империи в военном и культурном плане.

Вопрос к пункту 1

Впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов при Алексее Михайловиче.

Когда произошёл Соляной бунт? Какие последствия он имел?

Соляной бунт произошел в 1648 г. Основным следствием Соляного бунта стало принятие Соборного уложения 1649 г., в котором появилось понятие «преступление против государя», отменен Юрьев день, т. е. крестьяне стали полностью зависеть от феодала – крепостное право было окончательно оформлено.

Выясните, в чём были причины опалы А. Л. Ордина-Нащокина.

Основная причина отставки – противоречие его взглядов и взглядов Алексея Михайловича на внешнюю политику России. Царь Алексей Михайлович считал, что необходимо двигаться на Запад, вслед за Левобережной Украиной (Андруссовское перемирие с Польшей 1667 г.) присоединить Правобережную. Ордин-Нащокин настаивал на движении на северо-запад – на восстановление контроля над древнерусскими землями в Прибалтике, утерянными в ходе Ливонской войны. Ордин-Нащокин предполагал, что выход России к Балтийскому морю имеет более важное значение, чем возвращение Правобережной Украины. Так же он считал, что союз с Польшей необходим для противостояния угрозы с юга – Османской империи.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.

Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел». Появилась Немецкая слобода на окраине Москвы, где жили выходцы из западноевропейских стран. Приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. В ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Появилась мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки

2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича? 

Самуил Петровский-Ситнианович, выходец из Белоруссии, окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда прозвище – Полоцкий). Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов при Заиконоспасском монастыре. Симеон Полоцкий дал Федору и Софье, детям царя Алексея Михайловича, образование с элементами западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Это способствовало тому, что Федор Алексеевич и царевна Софья пытались проводить реформы по западному образцу.

3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них ему удалось воплотить, а что нет и почему? 

А. Л. Ордин-Нащокин предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, что должно было привести к постепенному переходу к постоянно действующей армии, элементы самоуправления по европейскому образцу. Данные цели достигнуты не были, так как в 1671 г. А. Л. Ордин-Нащокин был подвергнут опале. Он отменил привилегии иностранных компаний, предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.). По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»?

А. Л. Ордин-Нащокин был одним из самых известных политических деятелей России в XVII в. Он сделал многое для России не только внутри страны, но и во внешней политике. Он подписал союзный договор с Курляндией, перемирие со Швецией. Он понимал необходимость реформ, его предложения во многом опередили реформы Петра I.

5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

Князь Василий Васильевич Голицын проводил политику поддержки отечественной торговли и ремесел, главным направлением внутренней политики предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Голицын прекрасно понимал вред крепостного права и предлагал освободить крестьян от помещиков. Ему принадлежит идея введения «поголовной» подати, которую впоследствии ввел Петр I. Он также выступал за замену дворянского ополчения на армию по западному образцу.

Но высшие представители общества выступали против курса, намеченного В. В. Голицыным, так как это противоречило их интересам.

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

Реформаторской деятельностью представителей власти были недовольны многие слои населения. Верхние слои общества, царское окружение выступало против реформ, так как они угрожали их позициям в обществе и лишали привилегии (Голицын) на владении крепостными крестьянами.

Против реформ выступало духовенство, так как они были против привнесения западноевропейских нравов и обычаев, видя в этом угрозу своего могущества и влияния на общество.

В реформах были заинтересованы часть царского окружения, которое было образованным и видело преимущества в реформах, а также купечество, которое было заинтересовано в поддержке со стороны государства.

Изучаем документ

1. Нет ли противоречия между приведёнными высказываниями А. Л. Ордина-Нащокина? Ответ аргументируйте. 2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
  1. Противоречия в высказываниях А. Л. Ордина-Нащокина имеются. Он говорил о том, что нужно брать западные привычки и обычаи и встраивать их в российскую жизнь. Однако, заявлял, что мы не можем принимать иноземные обычаи, так как культурная разница была крайне велика. Таким образом, Ордин-Нащокин понимал, что есть необходимость реформ, многие образцы можно было взять в Западной Европе, но одновременно понимал, что проведение таких реформ могло вызвать сопротивление в обществе.
  2. Документ является письменным историческим источником.

1. Россия и Европа в конце XVII в.

3. Начало правления Петра I