Реформы русской армии в 19 веке

Реформы русской армии в 19 веке. Пехота.

Реферат История вооруженных сил России”,  третий параграф. В нем речь идет о реформах русской армии в 19 веке. Реферат легко оформить ка доклад, эссе, контрольную или творческую работу.   Уникальность текста 80%. Можно приобрести весь реферат за 150 р. на сайте Автор 24. Параграфы 4 – 5 и Заключение будут выложены отдельно.

Реформы русской армии Александра I

В начале 19 в.  в  России были проведены серьезные военные реформы. Это обуславливалось процессом разложения феодализма и переходом к новым капиталистическим отношениям. Дворянская элита страны активно противодействовала изменениям в армии и флоте, поэтому  радикальные реформы военной сферы были отодвинуты во времени до второй половины 19в.

Александр I, вступив на престол в 1801 г. провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, государства, в том числе и в военной области. В 1802 г.  проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной  и Адмиралтейской коллегий, создаются Военные и Морские министерства. Проведены реформы в организации войск.

В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия,  состоявшая из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса – высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии.

Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1- й и 2- й Западными, 3- й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

Русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления. Некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров,  расширена сеть военно-учебных заведений.

Эти изменения положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую в мире того времени армию Наполеона .

Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. заставило руководство страны предпринять более радикальные преобразования системы вооруженных сил. В  1861г. на должность военного министра был назначен генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) – сторонник реформ в армии,  сумевший при скромных экономических возможностях государства поднять мощь русской армии. В  1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались до 1874г.

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные мероприятия реформы:

замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав освобождал от военной службы  служителей религиозного культа, преподавателей,  врачей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи).

В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30%,  от лиц призывного возраста. Люди, имевшим образование, получали  льготы: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до шести  месяцев, гимназии – до- полутора лет.

         Переход к всеобщей воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность к концу века составила около 3 млн. человек.

Реформа военного образования

Поведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров.  В 60 -х годах 19 в.  проведены преобразования военно-учебных заведений.  Их цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская.  В  конце века в России насчитывалось шесть  военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная, Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было небольшим. Например, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Средняя военная школа была серьезно реформирована . Вместо  кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с четырехлетним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища.

В начале 60-х годов создаются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был три года, туда принимались юноши, закончившие военные гимназии. В военных училищах  внутренний распорядок был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплине.

Юнкерские училища готовили офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. качество военных знаний, даваемых юнкерам, было  боле низким, чем в военных училищах.

Для подготовки технических специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

Итоги реформы:

  •          В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу 19в.  в год  в среднем выпускалось 2 тысячи офицеров, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.
  •          В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.
  • В итоге реформы военной школы значительно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их численность.

К  концу 19в. ежегодно обучалось::  в  кадетских корпусах около 12 тыс. человек, – в военных училищах 5,5 тыс. человек, – в юнкерских 2,8 тыс. человек, – в академиях 850 человек.

Глубокие реформы были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из:

  • 1) Военного совета;
  • 2) Канцелярии;
  • 3) Главного штаба;
  • 4) Главных управлений.

Полномочия министерства увеличивались: теперь вся армия находилась в его подчинении, включая гвардию и действующую армию.

Была создана военно-окружная система

Страна была разделена на 15 военных округов во главе с  командующими, которые подчинялись императору. Контроль над командующими округами осуществляло  военное министерство. Верховное командование над всеми вооруженными силами осуществлял император, его ближайшим помощником был военный министр.

Перевооружение армии

Важная составная часть военных реформ – перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие – винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

         Берданка — однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 — пехотная, драгунская и казачья винтовки.

         Мосин Сергей Иванович (1849—1902) — русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку — калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность — 10—12 выстрелов в минуту, прицельная дальность — до 2 тыс. метров, масса со штыком — 4,5 кг, без штыка — 4 кг.

В артиллерийские части поступали стальные нарезные орудия. Во второй половине 19 в. парусный флот уступил место  паровому броненосному флоту. К концу века Россия занимала в Европе третье место по количеству боевых судов: Великобритания имела 355 кораблей, Франция – 204, Россия – 107.

Реформаторы   попытались улучшить материальное положение офицеров, повысить престиж военной службы. В 1859 г. были установлены более высокие оклады денежного содержания офицеров. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов – 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков – 3711 руб., командиров батальонов – 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Тем не менее, жалование русских офицеров в сравнении с жалованием французских или немецких офицеров было низким, порой уступало в два и даже три раза.

Военные реформы второй половины 19 в. имели прогрессивное значение. Боеспособность российской армии и флота возросли, что показала русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *