Революция и Гражданская война на национальных окраинах.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов 
Революция и Гражданская война на национальных окраинах.
Революция и Гражданская война на национальных окраинах.

Материал для самостоятельной работы

Каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи? Какие новые государства там возникли?

29 октября 1917 г. в Киеве была свергнута власть Временного правительства. Центральная рада отказалась признать большевистский Совнарком законным правительством России. На созванном в Киеве Всеукраинском съезде Советов большинство оказалось у сторонников Рады. Большевики покинули съезд.

7 ноября 1917 г. Центральная рада провозгласила образование Украинской народной республики. Покинувшие съезд большевики в декабре 1917 г. в Харькове созвали 1-й Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил Украину советской республикой. Съезд принял решение об установлении федеративных отношений с Советской Россией, избрал ЦИК Советов и сформировал украинское советское правительство. По просьбе этого правительства для борьбы с Центральной радой на Украину прибыли войска РСФСР.

В январе 1918 г. в ряде городов Украины вспыхнули вооружённые выступления рабочих, в ходе которых устанавливалась советская власть. 26 января (8 февраля) 1918 г. Киев был взят Красной Армией. 27 января Центральная рада обратилась за помощью к Германии. Украина была оккупирована австро-немецкими войсками. В апреле 1918 г. оккупанты разогнали Центральную раду. Была провозглашена Украинская держава во главе с гетманом генералом П.П. Скоропадским.

Сравнительно быстро советская власть победила в Белоруссии, Эстонии и неоккупированной части Латвии. Однако начавшиеся революционные преобразования были прерваны немецким наступлением. В феврале 1918 г. немецкими войсками был захвачен Минск. С разрешения германского командования здесь было создано буржуазно-националистическое правительство, объявившее о создании Белорусской народной республики и об отделении Белоруссии от России. На прифронтовой территории Латвии, контролируемой российскими войсками, были сильны позиции большевиков.

Революционные части стали активной силой в установлении советской власти на неоккупированной территории Латвии. По решению партии в Петроград была направлена рота латышских стрелков для охраны большевистского руководства. В феврале 1918 г. германскими войсками была захвачена вся территория Латвии; стали восстанавливаться старые порядки. Даже после поражения Германии с согласия Антанты её войска остались в Латвии.

18 ноября 1918 г. здесь было создано временное правительство, объявившее Латвию независимой республикой. В феврале 1918 г. немецкие войска вторглись в Эстонию. В ноябре 1918 г. здесь стало действовать Временное правительство, подписавшее 19 ноября договор с Германией о передаче ему всей полноты власти.

В декабре 1917 г. «Литовский совет» — литовское правительство — выступил с декларацией «о вечных союзных связях Литовского государства с Германией». В феврале 1918 г. «Литовский совет» с согласия германских оккупационных властей принял акт о независимости Литвы. Несколько иначе развивались события в Закавказье.

В ноябре 1917 г. здесь был создан меньшевистский Закавказский комиссариат, организованы национальные воинские части. Деятельность Советов и большевистской партии была запрещена. В феврале 1918 г. возник новый орган власти — сейм, объявивший Закавказье «независимой федеративной демократической республикой».

Однако в мае 1918 г. это объединение распалось, после чего возникли три республики — Грузинская, Азербайджанская и Армянская, возглавлявшиеся правительствами умеренных социалистов. Новые государства: независимые (не новые) Польша, Финляндия, Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, три республики — Грузинская, Азербайджанская и Армянская.

Выясните происхождение слова Басмачи.

Басмачи – (от тюркского «басма» — налёт + суффикс -чи) — военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи.

Почему большинство населения Украины не поддерживало национальные правительства?

Потому что национальные правительства поддерживались либо силами кайзеровской Германии, либо Антантой. Кроме того ни одно из национальных правительств не смогло предложить четкой политический и экономической программы. Национальные вопросы были для них первостепенными, в то время как крестьяне ждали проведения аграрной реформы.

1. Какое влияние оказали германские оккупационные власти на создание на территории бывшей Российской империи национальных государств?

Германские оккупационные власти стали основной поддержкой создававшихся на окраинах Российской империи национальных государств.

2. Как развивались события в Закавказье?

Установление советской власти в Закавказье в результате действия местных коммунистических организаций, а также при помощи Красной армии

3. Объясните термин «федерация». Как складывалась советская федерация? Каковы были принципы её устройства?

Федерация форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Государственная самостоятельность стала признаваться только за народами, организовавшими свои национальные Советы, а не за каждым областным Советом, как это было в 1918 г.

В составе Российской Федерации были созданы Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья.

4. Как проходило установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике?

Установление советской власти в Закавказье в результате действия местных коммунистических организаций, а также при помощи Красной армии после изгнания немецких оккупационных войск и разгрома польских интервентов.

5. Какие советские социалистические республики были образованы на территории Закавказья? Какие политические силы встали во главе республик?

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика. Во главе республик встали местные коммунисты.

6. Какие цели преследовало басмаческое движение? Как советская власть боролась с басмачеством?

Борьба с советской властью под лозунгами священной войны. Целью движения было отделение Туркестана от Советской России и создание Исламского государства Туркестан

Покажите на карте вновь образованные на территории Российской империи национальные государства, национальные автономные республики и области.

Государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша.

Нац. республики: Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавказская СФСР, Туркменская ССР, Узбекская ССР.Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья.

Какие планы по отношению к национальным окраинам бывшей Российской империи выдвигали правящие круги США?

Планы по созданию национальных государств на основе принципа самоопределения народов.

1. Сравните процесс установления советской власти на разных окраинах России. Выделите основные отличия национально-государственных образований.

На окраинах России Советской власти противостояли реальные силы, имевшие поддержку среди многонационального населения и казачества.

2. Выпишите в тетрадь названия народов, которые вам встретились в тексте. Подумайте, какое значение для этих народов имел опыт национальной независимости.

Финны, эстонцы, латыши, литовцы, поляки, украинцы, армяне, азербайджанцы, грузины, туркмены, узбеки. Эти народы в ходе революции и гражданской войны получили опыт национальной независимости, что стало причиной возникновения и развития национального самосознания.

3. Используя дополнительные материалы, выясните, какие привилегии получали территории, приобретавшие в рамках советской федерации статус автономных.

Автономные национальные республики получили прав иметь свой государственный язык кроме русского, а также право самоуправления.

4. Используя дополнительные материалы, выясните, каким образом процессы самоопределения отразились на национальном самосознании народов бывшей Российской империи. Напишите эссе на примере одного из народов.

Процессы самоопределения и национального самосознания у народов Российской империи до Первой мировой войны развивалось не равномерно. Если поляки не просто осознавали себя нацией с многовековым опытом самостоятельной государственности, то, к примеру, у населения Средней Азии эти процессы находились лишь на стадии становления.

Гражданская война и развал единой системы имперского управления способствовали активизации развития национального самоопределения. Не случайно уже в ходе революционного 1917 г. самые политически развитые народы: финны, белорусы, украинцы создают свои национальные государственные образования, которым удается либо мирным способом получить независимость (например Финляндия и страны Прибалтики), либо отстаивать его вооруженным путем (Украинские националисты).

Одновременно идет процесс активного вовлечения национальных элит в политическую борьбу, в ходе которой они проникались идеями самоопределения. Белые и Красные по разному реагировали на эти процессы. С одной стороны они (чаще именно белые), прикрываясь лозунгом о «единой и неделимой России» подавляли проявления национального самосознания, в то время как большевики использовали этот фактор для привлечения на свою сторону представителей национальной интеллигенции.

В целом именно большевики не просто выдвигали лозунг о самоопределении народов, но также во многом способствовали его реализации, правда с определенными поправками и ограничениями, что проявилось при создании советской федерации, где разным этносам были предоставлены разные степени самостоятельности.

Но, тем не менее, именно национальная политика большевиков в ходе Гражданкой войны активизировала поиск национальный самоидентичности у народов бывшей Российской империи. Это позволило получить им опыт государственного строительства, что в дальнейшем способствовало формированию национальных суверенных государств.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета выясните, каков современный статус территорий, о которых идёт речь в материалах учебника.

Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан являются независимыми суверенными государствами.

Якутия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Марий-Эл, Башкортостан, Татарстан, Бурятия имеют статус республик в составе Российской Федерации.

6. Подготовьте электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918—1920 гг.». Используйте краеведческий материал (в группе).

Презентацию можно скачать ►здесь.

Революция и Гражданская война на национальных окраинах.

◄§ 7. Гражданская война

§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.