6-7. Русь в X – XI в. Становление государства

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 6—7. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства
§ 6—7. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

Вопросы к пунктам параграфа

Вопрос:.Почему языческая вера не могла стать опорой княжеской власти?

Поклонение древним языческим божествам не давало князю достаточных оснований для укрепления своей власти. Владимиру Святославичу пришлось искать новые духовные опоры. Он остановил свой выбор на греческом варианте христианства.

Вопрос: Как утверждение христианства на Руси способствовало укреплению международных связей молодого государства?

Теперь Руси проще было договариваться с соседями-христианами, прежде всего с Византией и скандинавскими странами. Христианская церковь становилась посредником в ведении торговых.политических и династических переговоров с другими странами Центральной и Западной Европы. Приняв христианство, Древняя Русь смогла приобщиться к средневековой европейской культуре.

Вопрос: Чем новая система управления отличалась от старых порядков, когда киевский князь сам собирал дань?

Владимир Святославич отправил своих сыновей в порядке старшинства князьями-наместниками в Новгород, Полоцк, Гуров и Ростов. Сам же Остался в Киеве. Так было проще управлять русскими . землями, или волостями, и собирать с них дань, значительная часть которой отправлялась в Киев.

Вопрос: Почему охрана границ государства стала общерусским делом?

Князья-наместники обязаны были бороться с язычниками собирать дань для Киева, участвовать в общерусском ополчение и защите границ государства от набегов кочевников.

Вопрос: Какую роль в Древнерусском государстве играла княжеская дружина?

Дружина помогала князю .управлять подвластной ему
к землей и поддерживать в ней порядок, в военное время она составляла основу войска. Опираясь на дружину, князь мог контролировать торговые пути, которые проходили по его территории.

Вопрос: Почему все важнейшие вопросы князь решал только со старшими дружинниками?

Старшим дружинникам (их называли «бояре») князь доверял должности посадников — наместников в пригородах княжества, воевод — предводителей военных отрядов, тысяцких — глав городского ополчения. Все важнейшие ^вопросы князь решал вместе со старшими дружинниками. В кругу старших дружинников князь считался первым среди равных.

Вопрос: Когда появилось народное вече?

Народное вече (от славянского «вещать» — говорить) зародилось у восточных славян в догосударственный период. В нём участвовали главы свободных семей, совершеннолетние мужчины-воины. Решающее влияние на вече имела племенная знать. Она возглавляла систему городского управления основанную на десятичном принципе.

В военное время тысяцкий (глава тысячи или полка), сотские (главы сотен), десятские (главы десятков) управляли народным ополчением; в мирное время они собирали налоги с населения и готовили к принятию вечем важнейшие постановления.

Вопрос: Почему князь-наместник должен был считаться с народным вечем?

На вече решалось, какого князя пригласить на престол; начать ли войну с соседями или заключить с ними мир. Иногда князь обращался к вечу с просьбой о сборе денежных средств, необходимых
ему для организации военных походов. Вече распоряжалось городской казной, землями, примыкавшим к городу, заботилось об обороне города.

Таким образом, вече решало те же вопросы, что и князь. Многие решения принимались совместно — вечем и князем. Порой вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт. Нередко в таких случаях вечевые собрания завершались изгнанием князя. Ни одного важного для города решения князь не мог принять без согласия веча. Но и вече нуждалось в одобрении князя.

Вопрос: Почему семейные связи с династиями европейских правителей были важны для Древнерусского государства?

С именем Ярослава Мудрого связано превращение Руси в одну из наиболее влиятельных стран средневековой Европы, что связано с династическими связями Киева

Вопрос: Какая идеология была положена в основу Древнерусского государства князем Ярославом Мудрым?

Вера в то, что Руси уготована роль центра мира, ответственного за защиту всех православных христиан, не одно столетие будет сплачивать русские земли. Эта вера стала опорой политики древнерусских правителей, она легла в основу идеологии (системы взглядов и идей, отражающих цели и интересы общества или государства) Древнерусского государства.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему храм Святой Софии Константинопольской покорила сердца русских послов? Только ли внутренняя и внешняя красота христианства заставила князя Владимира принять новую веру?

Они были поражены богатством убранства (золото, серебро, драгоценные камни), послы решили, что раз Константинополь такой богатый город, значит Бог им благоволит и надо принимать христианство, что, приняв христианство, на Руси
больше никогда не будет голода и разрухи.

Князь Владимир принял христианство по следующим причинам;

  • поиск духовных опор для нового государства, укрепление верховной, власти, сохранение внутреннего порядка государства,
  • Руси стаю проще договариваться с соседями христианами (Византия, скандинавские страны), христианская церковь стала посредником в ведении торговых, политических и династических переговоров со странами Центральной и Западной Европы,
  • Древняя Русь с помощью христианства могла приобщиться к европейской культуре.
Вопрос: Опираясь на карту (с.53), докажите, что князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый сыграли выдающуюся роль в государственном строительстве.

Князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый смогли не только окончательно объединить Русь, но и увеличить территорию Киевской Руси, что послужило толчком для ее дальнейшего расширения и обогащения.

Помимо этого они смогли избавиться от угроз со стороны воинственных соседей, путем их присоединения. А также походы Владимира на Византию принесли установление равных отношений Руси со всеми Европейскими государствами и вхождение Руси в семью христианских стран.

Ярослав Мудрый уладил все дела с деланием Руси на уделы, поднял уровень науки и образования на высокий уровень, при нем Киев стал настоящим политическим, культурным и религиозным центром Руси.

Центром древнерусской столицы стал Храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный в 1037 г. на месте победоносного сражения с печенегами. Для защиты южных границ государства были заложены пограничные крепости на реках Стугна, Суда и Десна.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:

  1. Принятие христианства князем Владимиром – 988 г.
  2. Начало строительства храма Святой Софии в Киеве – 1037 г.
  3. Начало создания свода письменных законов Русская Правда – 1016 г.
  4. Начало строительства храма Святой Софии в Новгороде – 1045 г.
  5. Создание « Слова о Законе и Благодати» – 1038 г.
Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали ею частью Европы?

«Принятие христианства и государственное строительство, опора правящей династии на достижения славянского общества усилили Древнюю Русь, открыли ей путь в Европу».

Действительно, принятие христианства в 988 году способствовало развитию законотворческой деятельности и появлению первого свода законов (Русская Правда), началу каменного строительства (Десятинная), появлению первых школ при церквях и монастырях, переводу религиозных книг.

Древняя Русь после принятия христианства имела постоянные политические, экономические культурные связи со странами Западной Европы, а также с Византией, связь с которой привнесла много полезного в развитие Древней Руси.

Мнение историка

Вопрос: Как вы думаете, с какой целью Ярослав Мудрый перестраивай украшал Киев? Как с политической точки зрения можно объяснить назначение религиозного писателя и мыслителя Илариона митрополитом киевским (без согласия с константинопольского патриарха)?

Ярослав Мудрый боролся с феодальной раздробленностью, царившей в стране, хотел сделать Киев столицей сильного государства, которое могло бы конкурировать по значимости и богатству с Константинополем, для чего он и украшал Киев, придавал ему внешний лоск и красоту. А сам он своей властью с императором Византии.

Именно поэтому он назначил Иллариона митрополитом киевским без согласия с константинопольского патриарха, что мог делать только лишь император. Это, по мнению Ярослава, могло доказать независимость Руси от Византии и константинопольского императора.

Вопрос: Какие личные качества князя Ярослава Владимировича превратили его в авторитетного правителя Древней Руси? До правления Ярослава Мудрого русских князей называли восточным титулом « каган» (хан ханов), в конце правления Ярослава назвали царем. Дайте оценку этому факту.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Русь превратилась в образованное и высококультурное государство. Это связано со следующими событиями: Ярослав Мудрый укрепил христианство на русской земле; расширял, украшал и облагораживал Киев, строил церкви (храм Святой Софии в Киеве и храм Святой Софии в Новгороде.

Создал первые законы Русского государства («Русская правда» – 1016 г.); укреплял границы государства на севере (чудь, ятвяги) и на юге (Болгарское царство); вел активную дипломатию с западными государствами (выдал замуж своих дочерей за наследников европейских престолов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.