Русская архитектура XVIII в.

ГДЗ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄
Русская архитектура XVIII в.
Text.ru - 100.00%

Русская архитектура XVIII в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

1. Можно ли утверждать, что в России в XVIII в. сложился уникальный стиль архитектуры? 

Нет, уникального стиля архитектуры в России 18 века не было. В основном творили иностранные архитекторы. Русские архитекторы обучались иностранным шаблонам и не выходили за рамки модных в то время в Европе стилей классицизма и барокко. Своего национального стиля не было.

2. Объясните своими словами различие стилей барокко и классицизма.

Классицизм – направление в искусстве, во главе угла, которого стоял эталон классической Античности (искусство Древней Греции и Рима). В архитектуре это выражалось в строгих пропорциях, симметрии, простоте, обязательном наличии колонн, фронтона треугольной формы, к концу 18 века стали модны элементы базилики – купола вместо фронтона.

Барокко – направление в искусстве для которого характерно богатство красок, вычурность, обилие элементов, излишеств. В архитектуре 18 века эти два стиля часто совмещались. Примером может послужить
Екатерининский дворец в Царском Селе Растрелли, где можно увидеть сочетание строгих форм, классических полуколонн и фронтонов с барочным изобилием мелких деталей, в том числе и скульптур.

3. Можно ли считать, что интерес к новым образцам в архитектуре был характерен для всех сословий? Аргументируйте свой ответ. 

Формы классицизма и барокко были по карману только аристократии. Дворяне так же строили дома в таких же стилях, только поменьше, поскромнее. Основная масса населения не воспринимала новую архитектуру и с умилением взирала на простые деревянные церкви с одним убогим древнерусским куполом.

Крестьянин Федор Трехпалый умер в 1794 году в деревне Синеглазово в своей избе под соломенной крышей, так и не увидев, насколько у Государыни дом больше и красивее.

4. Назовите наиболее известных русских архитекторов XVIII в., их главные сооружения.

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (1700—1771). Летний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, ансамбль Смольного монастыря и Андреевский собор в Киеве.

Василий Иванович Баженов (1738—1799). 
Дом Пашкова в Москве (1784—1786), несколько церквей в Подмосковье, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве.)

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812)
Активное участие Казаков принял в строительстве Большого Кремлёвского дворца. По его проектам возведены здание Сената в Московском Кремле, здания Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский подъездной дворец. Он создал одну из красивейших построек Москвы — дом князей Долгоруких, переданный Дворянскому собранию.

Иван Егорович Старов (1745—1808). Троицкий собор Александро-Невской лавры и надвратную церковь там же. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.

Старов принимал участие в строительстве городов Новороссии. По его проекту были возведены Екатерининский собор в Херсоне и Потёмкинский дворец в Екатеринославе.

5. Чем отличается дворцовый ансамбль от административного здания? 

Административное здание – одно сооружение. Дворцовый ансамбль предполагает комплекс архитектурных сооружений: дворец, парк, фонтаны, различные подсобные помещения (дома для гостей, прислуги, конюшни) и пр.

6. Какие здания можно было найти в любом губернском городе конца XVIII в.?

Церковь, Дом губернатора, различные административные здания – городских дум (магистратов), судебных палат, изба капитан-исправника, тюрьма, жилые постройки подданных его императорского Величества.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, создайте электронный каталог работ В. В. Растрелли.

Каталог можно скачать ►здесь

2. Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное исследование, доказывающее соединение западноевропейского и национального стилей в архитектуре России XVIII в.

Презентация ►здесь

3. Сравните памятники архитектуры конца XVIII в. со схожими по целям постройками Петровской и допетровской эпох. Определите их важнейшие различия. Напишите отчёт.

Архитектура 17 в. Распространяется определенный тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне. Примером может служить церковь Троицы в Никитниках.

В последние десятилетия, а точнее даже в 90 -х годах XVII в. , в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским» , или «нарышкинским барокко» . Храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины 18 века По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян. Дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова.

 Архитектура Москвы второй половины 18 века С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва. Здесь, в древней русской столице, вырастали особняки и дворцы, церкви и общественные здания — больницы и университеты. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом» , «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней. Оперный дом в Москве 1775 -1785 г.

В 17 веке в основном строились здания духовного назначения – церкви, был ярко выражен национальный характер, архитектура была оригинальна. Строили для Бога и души.

При Петре строятся в основном административные здания и инфраструктура сугубо практического назначения (мосты, дороги) по европейским классицистким образцам. Строили для чиновников и армии.

В конце 18 века доминирует строительство дворцов, строятся и общественно значимые здания (университеты, больницы). Преобладает классицизм и барокко. Стоили для элиты и немного для людей.

4. Известно, что архитектор Василий Баженов был ревностным масоном. Соберите материалы об этом и подготовьте доклад.

Масон, член московской ложи «Девкалиона», которой руководил  С. И. Гамалея, был возведён в «теоретический» градус, где также работал под руководством С. И. Гамалеи. Входил в ложу «Латона» во главе с Н. И. Новиковым.

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера.

В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец — дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно.

Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем — в 1790-х годах — к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

5. Составьте описание памятника архитектуры XVIII в., расположенного на территории вашего региона. Проиллюстрируйте его фотографиями и схемами. Оцените современное состояние постройки. Оформите работу в виде «Паспорта памятника архитектуры XVIII в.».

Паспорт смотри ►здесь

Русская архитектура XVIII в.

Российская наука и техника в XVIII в.


Живопись и скульптура.►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.