10. Русская культура в XVI в.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
§10. Русская культура в XVI в.
§10. Русская культура в XVI в.

Вопросы к пунктам §10. Русская культура в XVI в.

К пункту 1

  1. Какое сословие Иван Пересветов называл опорой для Ивана Грозного и главным помощником в строительстве «Царства Правды»?
  2. Что, по мнению Фёдора Карпова, нужно государству, чтобы преодолеть раскол между бедными и богатыми?
  3. Почему в произведениях Ермолая-Еразма хлеб воспевается как главная ценность?

1. Выходец из Великою княжества Литовского Иван Пересветов в 1549 г. в челобитных молодому Ивану IV изложил проект реформ. Пересветов был убеждённым сторонником сильной царской власти.

2. Но монарх, по его мнению, должен опираться в первую очередь па дворян. «Воинниками он силён и славен», — наставлял Пересветов, тогда как аристократию «вельмож», склонных к непослушанию и
своеволию, — следует держать в повиновении и страхе.

3. Фёдор Карпов, придумал обетованную страну — земной рай, где всё
основано на справедливости и царствует «всевечна премудрость»
Для Ермолая-Еразма хлеб — основа жизни. «Больше всего полезны
пахари, их прудами созидается главнейшее богатство — хлеб», —
убеждал он, предлагая заменить все повинности пахаря «пятым снопом» — пятой частью урожая.

Вопросы к пункту 2

  1. Почему книгопечатание стало государственным делом, неотъемлемой частью реформ Ивана IV?
  2. Какие особенности печатной книги делали её незаменимой в духовной и светской жизни?

1. Начало книгопечатания — событие огромной важности. Была создана новая форма накопления и распространения знании, без которой было бы невозможно дальнейшее развитие общества.

2. Печатная книга долгое время была дороже рукописной. Вплоть до XVIII в. многие книги переписывали от руки. К тому же рукописная книга быстрее удовлетворяла читательские запросы, позволяла их
владельцам подбирать тексты по своему вкусу Так рукописные и
печатные книги содействовали воспитанию и просвещению русских людей.

Вопросы к пункту 3

1. Почему Иван Грозный гордился своей библиотекой наравне с богатствами государственной казны и считал важным познакомить с ними иностранцев? 2. Как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность?

Особое место в истории культуры XVI в. занимает библиотека Ивана Грозного. По преданию, большая часть книг была привезена в Россию бабкой Ивана, Софьей Палеолог. Таким образом, эта библиотека -часть собрания византийских императоров. Царь Иван показывал её одному учёному пастору, взятому в плен в Ливонскую войну.

Богатство собрания, куда вошли греческие, латинские и славянские рукописи, потрясло пастора. Читая церковные книги и летописи он запоминал места где говорилось о величии и полноте царской власти, о ее божественном происхождении и высоком служении. В своей политике Иван часто руководствовался древними книгами.

Вопросы к пункту 4

  1. Почему главные храмы столицы, построенные в XVI в., были самыми высокими сооружениями в Москве и в России?
  2. В чём было различие культуры «низов» и «верхов» в России XVI в.?

1. Эти храмы должны были подчеркнуть величие царской власти.

В память об Иване III, умершем в 1505 г., на Соборной площади была заложена церковь-колокольня. В 1600 г она приобрела окончательный вид: был достроен третий ярус звонницы, 82 -метровая колокольня Ивана Великого стала композиционным стержнем центра города и самым высоким зданием в России.

В итоге Кремль окончательно превратился в административный и духовный центр страны, призванный зримо представлять могущество Москвы — «Третьего Рима».

2. Культура «верхов» и образованных слоёв, к которым можно причислить часть духовенства и светских феодалов, а также горожан.
Исследователи называют такую культуру «высокой», «Высокая
культура» была пронизана христианскими ценностями.

Культура же «низов», народная культура, причудливо соединяла в себе элементы христианские и языческие; в ней ощущались воспоминания о родовых патриархальных порядках. Представления о том, что человек должен стремиться к праведной, духовной жизни, ограничивать себя в мирских удовольствиях, не мешали людям от души веселиться, глядя на скоморохов.

Вопросы и задания к § 10 Русская культура 16 века

1. Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.

1) В чём Иван Фёдоров видел смысл своей жизни и деятельности? 2) Кто из деятелей культуры XVI в. рассеивал, как первопечатник, «семена духовные» и получил при этом плоды?
  1. Иван Фёдоров видит смысл своей жизни в том, чтобы сеять семена духовные по вселенной и давать людям духовную пищу.
  2. Иван Фёдоров, Петр Мстиславец, Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай – Еразм.
2. Рассмотрите репродукцию картины художника А. В. Моравова «Первопечатник», выполните задание и ответьте на вопросы.
  • 1) Опишите иллюстрацию, используя текст учебника.
  • 2) Кем должен был быть человек, занявшийся в XVI в. книгопечатанием? Достаточно ли для этого быть просто образованным человеком?
  • 3) Иван Фёдоров наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру. Почему этот вид деятельности первопечатника менее важен по сравнению с выпуском первой отечественной книги?

Иван Федоров был образованным человеком. Есть основания считать, что он занимался в Краковском университете, знал латынь и греческий. Представляет большой интерес написанное им «Послесловие» к «Апостолу». Фёдоров сообщал о множестве «неисправных книг», созданных «неискусными в разуме».

Быть просто образованным человеком для того, чтобы создать первую печатную книгу недостаточно, нужно обладать масштабным мышлением, чтобы понимать важность и самое главное необходимость печатной книги.

Важность создания первой печатной книги в том, что была создана
новая форма накопления и распространения знаний, без которой было бы невозможно дальнейшее развитие общества.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) Фёдор Конь начал в Москве строительство Белого города -1586 г.
  • 2) в память о победе над Казанью заложен Покровский собор на Красной площади – 1555 г.
  • 3) построено самое высокое каменное здание в России — колокольня Ивана Великого – 1600 г.
  • 4) построен храм Вознесения в Коломенском в честь рождения царевича Ивана – 1532 г.
  • 5) в Москве напечатана первая книга — «Апостол» – 1564 г.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Кто оказал большее влияние на развитие культуры в XVI в. — государство, вставшее на путь реформ, или общество, преодолевшее разобщение?

Б. Новая жизнь государства породила потребность в культурном развитии, оно было результативным и обогащающим все слои общества.

Новое в культурном развитии касалось всего населения России, будь-то архитектура или изобретение книгопечатания, которое привело к росту грамотности и среди простых людей.

Работа с источниками

1. О каком терпении говорит автор — о смирении верующего или
покорном равнодушном приспособлении к жизни? 2. Государство при Иване IV — это царство милосердия и правды или терпения и рабского молчания?

1. Автор говорит о покорном равнодушном приспособлении к жизни, если не будет правды. Без правды начнется хаос. беспорядок, и каждый будет равнодушно приспосабливаться.

2. Царство терпения и рабского молчания – это государство в конце правления Ивана Грозного. Царство милосердия и правды – это государства начала правления Ивана, времен Избранной Рады.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.