Русский язык. ГДЗ. Ладыженская 5кл. § 25

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская ◄

§ 25 Пунктуация

русский язык Ладыженская 25

Елена Ивановна, что мне делать? Я допустил много синтаксических ошибок в сочинении.
А это не синтаксические ошибки. Здесь не поставлены знаки в конце предложения, отсутствует запятая между однородными членами. Это пунктуационные ошибки.
А в чём разница?
Аня, может быть, ты знаешь?
Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.
А есть ли какая-нибудь связь между синтаксисом и пунктуацией?
Если ты не будешь знать синтаксиса, например, не сумеешь определить однородные члены, то не поставишь запятые. И это будет пунктуационной ошибкой.

Упр. 122. Прочитайте сначала про себя, потом вслух. Бывает ли то, о чём говорится в этом забавном стихотворении? Где нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости? Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Пёсик из ружья
Стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
— Вот что значит запятая!
                     (Б.Заходер)
Очень-очень
Странный вид:
Речка, за окном горит
Чей-то дом,
Хвостом виляет
Пёсик, из ружья 
Стреляет
Мальчик, 
Чуть не слопал
Мышку 
Кот, в очках
Читает книжку
Старый дед,
Влетел в окно
Воробей,
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая: 
— Вот что значит запятая! 
                     (Б.Заходер)

Пунктуация (от лат. punctum — точка)

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

Упр. 123. Прочитайте текст. Что мешает его пониманию? Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца. Спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.

С каждым часом ночь холоде..т к рассвету воздух уже обжига..т лицо лёгким морозом полотнища палатки чуть- чуть провиса..т, и трава седе..т от первого утренника пора вставать на востоке уже наливает(?)ся тихим светом заря уже виднеют(?)ся огромные очертания ив, уже меркнут звёзды.

Ответ.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легких морозом. Полотнища палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря. Уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звезды.

(К. Паустовский)

Упр. 124. Что записано слева, а что — справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложения без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие?
I
Ваня, вёл, а, в это время,
кактус, ехал, на коне,
на ремне, на окне, мыла,
собачка, старушка.
II
— Ехал кактус на коне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
русский язык Ладыженская 25

Ответ.

Слева перечислены слова. А справа из слов составлены предложения. Синтаксических ошибок нет, но улыбку вызывает намеренная путаница смысла предложений. Предложения правильные по смыслу выглядели бы так: Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне. А старушка в это время мыла кактус на окне. 

Упр. 125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.
  • 1. Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий.
  • 2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлый, на пруду.

Ответ.

  1. Одинокий путник остановился у высокого дуба. Путник остановился у высокого одинокого дуба.
  2. Зимой на пруду  дети быстро и весело лепили снеговика. Веселые и быстрые дети лепили снеговика зимой на пруду .
Упр. 126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.
Какие из них ставятся в конце предложения?
Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном телефоне?

10 знаков препинания. В конце предложения ставятся . ! ? … или их сочетание ?! ?…

русский язык Ладыженская 25
Упр. 127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста.

А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
Убедимся в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу».
Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.
Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.

Ответ.

Основная мысль текста – важность и необходимость, использования знаков препинания.

Чехов называл знаки препинания нотами при чтении. В Древней Руси знаки препинания не использовали, поэтому до сих пор ученые не могут понять многие древние тексты. Знаки препинания определяют смысл предложения. Запятая или точка может изменить судьбу детей (как в тексте) или взрослого человека. Казнить нельзя, помиловать. Казнить, нельзя помиловать.