Социология: межличностные манипуляции

Социология: межличностные манипуляции. Контрольная работа.

Ниже представлена контрольная работа по социальной психологии “Межличностные манипуляции”. В работе с некоторой долей юмора описаны конкретные примеры манипуляций другими людьми. Как женщины манипулируют мужчинами, студенты – преподавателями, взрослые – детьми, начальники – подчиненными и наоборот. Показаны позитивные и негативные  стороны этого распространенного явления.

Манипуляция в повседневных практиках

Задание 1: Опишите манипуляции, с которыми Вы сталкивались в вузе. В описании укажите, какие средства использует манипулятор, что является мишенью воздействия манипулятора, на какой уровень самосознания манипулируемого он пытается воздействовать, можете ли Вы отнести манипулятора к какому-то типу.

Ситуация 1. Старшекурсники поделились информацией, что от молодой преподавательницы ушел муж, оставив ее с ребенком, с тех пор она «заваливала» на зачетах молодых людей и лояльно относилась к девушкам. Одна из студенток на зачете при всех разрыдалась (невербальный этап манипуляции).

На вопрос, что стало причиной этого, ответила, что не приготовилась к зачету, т. к. влюбилась. В ходе дальнейшего диалога выяснилось, что объект ее любви оказывает знаки внимания другим девушкам, короче, оказался «козлом». В результате, преподаватель задала несколько вопросов по предмету, сама на них ответила и поставила зачет.

Субъект манипуляции (студентка) осознанно «надавила на жалость» объекта манипуляции, вызвала в нем сопереживание, наделила его почетными полномочиями Спасателя и добилась своей цели. Мишень – особенности характера преподавателя (отзывчивость), обусловленная схожей жизненной ситуацией.

Ситуация 2. На лекции преподаватель объявил о двух новостях: плохой и хорошей: 1)  завтра зачет; 2) его статью опубликовали в сборнике и все желающие завтра могут его приобрести. В результате зачет превратился в раздачу автографов – он расписывался, соблюдая строгую последовательность,  вначале на обложке сборника, затем в зачетке. Некоторые студенты приобретали по два и даже три экземпляра (для своих «знакомых»), т. к. обладали способностью среднесрочного предвидения – впереди  предстояло еще три зачета и два экзамена по этому предмету.

В следующую сессию преподаватель предложил купить у него полное собрание сочинений Карамзина.          В данном случае преподаватель осознанно манипулирует студентами, провоцируя их на ответную манипуляцию (мной манипулировать не надо, я сам манипулированию рад). Он получает материальную выгоду и общественное признание в лице студентов как доброго Деда Мороза. Студенты получают свои оценки, а те немногие, кто прочтет приобретенные книги, станут более образованными.

Мишень – корыстные мотивы преподавателя, совмещенные с его  потребностью в самоутверждении и в положительных эмоциях.

Ситуация 3. Преподаватель предъявлял к студентам очень жёсткие требования. Один из не очень радивых студентов пустил о нем слух, что он нетрадиционной сексуальной ориентации. Студенты начали избегать с ним общения, он  в свою очередь, подозревая что-то неладное, замкнулся и, в итоге, ужесточил требования еще больше.

Мишень – чувство самоуважения преподавателя. Манипуляция привела к нежелательному эффекту. Не осознанная манипуляция, т. к. студент не ставил цель изменить поведение преподавателя, а таким образом просто «сострил».

Ситуация 4. Староста группы – подхалимничает, «сдает» своих одногруппников,  льстит преподавателям, на переменах подходит к ним с вопросами, одним словом, осуществляет стратегические мероприятия, имеющие целью повышение собственной успеваемости.

Мишень  – потребность в ощущении своей значимости и положительных эмоциях.

Ситуация 5. Студент (некрасивый, маленький, прыщавый) и студентка (красивая, высокая, не прыщавая) часто опаздывали и прогуливали занятия, при этом, вели себя вызывающе, демонстрировали свое интеллектуальное превосходство. Опоздали и на экзамен по основам медицинских знаний.

Преподаватель решил их проучить (цель манипуляции – поставить студентов в неловкое положение и принудить к выполнению общепринятых норм); и помимо наложения шины, укола манекену, предложил сделать друг другу искусственное дыхание без имитации. Студенты справились с заданием на отлично.

Мишень – нравственные представления. Манипуляция не удалась, студенты были влюблены друг в друга.

Задание 2Опишите 2-3 наиболее типичные, на Ваш взгляд, бытовые или деловые ситуации, в которых применяются манипулятивные приемы (можно через конкретные примеры, можно использовать треугольник Карпмана). В описании укажите, какие средства использует манипулятор, что является мишенью воздействия манипулятора, на какой уровень самосознания манипулируемого он пытается воздействовать, можете ли Вы отнести манипулятора к какому-то типу.

Ситуация 1. Ученик нарушает дисциплину на уроке, мешает вести урок, концентрируя на себе внимание класса. Тем самым манипулирует учителем, вымогая у него легкое индивидуальное задание, обязательно на пятерку.

Средство – нарушение дисциплины. Мишень воздействия – конформизм учителя (сделай вид, что выполняешь задание, вот тебе пятерка, только не мешай). Ученик – Преследователь, осознанная поведенческая манипуляция, с целью получить хорошую оценку и получить признание в глазах одноклассников.

Ситуация 2. Завуч: «… каждый педагог нашей школы, если он желает остаться в школе, должен участвовать в конкурсах муниципального, регионального и общероссийского уровня. Я загружена еще больше вас, но не плачу». А про себя думает: «… а премию за активное участие коллектива в мероприятиях, получит мой муж – директор». Осознанное вербальное манипулирование с применением угрозы – «если он желает остаться в школе».

Мишень – страх некоторых учителей перед увольнением. Цель: корыстные мотивы – премия и укрепление авторитета школы, а значит своего (и супруга) авторитета Большинство начальников – Преследователи (контролеры) уже с детства, и получают наслаждение, когда пьют кровь своих подчиненных.

Ситуация 3. Пример из «Педагогической поэмы» Макаренко – манипуляция действием, собственным примером. Необходимо было крыть крышу продуктового склада, воспитанники колонии игнорировали просьбы, тогда сам Макаренко взялся за дело. Спустя некоторое время у них проснулась совесть, и они присоединились. Средство – собственный пример.

Мишень – апелляция к совести воспитанников, к чувству коллективизма. Подобные ситуации нередки в различных организациях, на предприятиях, в отношениях между соседями, в семье.

Положительные стороны манипуляции

Манипуляция будет иметь положительное значение при условии, что она осуществляется с благими намерениями в отношении объекта манипуляции. Например, социально значимая манипуляция учитель – ученик. Цель манипуляций учителя – образование ученика.

Это обоюдовыгодное взаимодействие, даже если учитель прибегает к воздействию силой («два поставлю») или авторитетом («позову директора»). Хотя с точки зрения педагогики наиболее эффективно воздействие аргументацией и собственным примером (пример №3). Есть примеры, когда выпускники благодарят своих учителей за вовремя данный подзатыльник за курение или за силой навязанные дополнительные занятия.

Отрицательные стороны манипуляции

Манипуляции, учитывающие только интересы субъекта, будут носить отрицательный характер для объекта, т. к. его используют в своих интересах и часто он расплачивается временем (как в случае с завучем и учителями), чувством собственного достоинства (когда объект используют для повышения своей самооценки, значимости), материальными ценностями и пр.

Подобные материалы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *