Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

ГДЗ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1. Как был устроен быт российских царей в XVII в.? *Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.

Быт российских царей в XVII в.: царский быт отличался необыкновенной пышностью и богатством. Все в нем – роскошные дворцы, дорогие одежды, огромный штат придворных и прислуги – подчеркивало особое положение “Государя вся Руси”, стоящего высоко не только над простым народом, но даже и над дворянами и боярами.

Знаком монаршей власти соответствовали царские регалии. В XVII веке в состав регалий входили: бармы, венец, держава, скипетр, крест, золотая цепь, трон, а также “шапка Мономаха”.

Цари не только занимались государственными делами и участвовали в пышных придворных церемониях, они любили развлечься охотой: ловчая охота – с собаками, соколиная охота – с птицами, а при Алексее Михайловиче еще и театром.

Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием, чем в предыдущий период. Как и прежде, царские дворцы состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

Во дворце часто устраивались пиры. Пировали в христианские праздники, в дни семейных торжеств. Богатые столы устраивались по случаю венчания на царство, избрания патриарха, приемов иностранных послов. Царские пиры чаще всего проходили в Грановитой палате Кремля – самом большом зале Дворца. За стол одновременно могли сесть от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Царские застолья были очень продолжительными, иногда по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Разнообразие напитков на царских пирах поражало не меньше, чем еды. На Руси издревле пили пиво, меды, квасы. Например, на одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича его участникам было подано 500 различных блюд.

Дворцы русских царей, несмотря на роскошь и великолепие, несколько уступали в этом дворцам западноевропейских правителей Франции, Англии, Испании. Их роскошь проявлялась в украшении монарших интерьеров картинами, изящной мебелью, изысканной посудой. Пространство дворцов было более обширным. Территория вокруг дворца также искусно облагораживалась.

2. Каким было жилье знатных людей в России в XVII в.? Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате?

Жилье знатных людей в России в XVII в. по своему укладу повторяло царский двор в миниатюре. Мебель традиционная украшалась росписями и резьбой, но появились и новые предметы мебели – кресла. Также – ковры, картины, зеркала, книги.

Тепло в российском климате в домах знати обеспечивалось тем, что топили печь, которая всегда располагалась в центре жилища и украшалась изразцами.

3. Какие предметы, привозимые из-за границы, вошли в обиход русской знати в XVII в.?

В обиход русской знати в XVII в. вошли предметы, привозимые из-за границы:

ковры, картины, зеркала, посуда из стекла, пряности, колбаса, европейское сукно и шерсть.

4. Каким был быт простых русских людей в XVII в.? Что входило в их рацион?

Быт простых русских людей в XVII в. Быт богатых горожан в XVII в. отличался от предыдущего периода: появились «белые избы и горницы» (дым от печи выводился в трубу). Убранство жилища гораздо скромнее, чем жилища первого сословия. Мебель: лавки, сундуки, столы. Быт посадских людей победнее был близок к быту крестьян. Крестьянские дома – избы топилась по-черному, дым выходил через отверстие в крыше, обстановка скудная – лавки и стол. Здесь зимой находился мелкий домашний скот. В рацион питания крестьян входили зерновые – рожь, овес, пшеница, просо; овощи – капуста, морковь, свекла, редька, огурцы, репа, а также рыба, очень редко мясо.

5.Чем быт посадских людей отличался от крестьянского?

Быт посадских людей от крестьянского практически ничем не отличался, если это бедные посадские жители. Горожане побогаче жили по-другому: появились «белые избы и горницы» (дым от печи выводился в трубу). Убранство жилища гораздо скромнее, чем жилища первого сословия, но было несколько помещений – дом, хозяйственные постройки, клети, баня, сарай.

6. Какие ограничения накладывала церковь на поведение и традиции людей в этот период?

На поведение и традиции людей церковь накладывала ограничения в вопросах женитьбы и обязательного соблюдения церковных обрядов.

7. Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала для самостоятельной работы.

Особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в. играли события: церковные праздники – Пасха, Рождество, Крещение; свадьба – венчание, крещение, погребение, в жизни крестьян – «помочи».

Цитаты:

  • Церковные обряды – крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека.
  • Вступать в брак можно было не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание.
  • Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе.

Изучаем документ

1. По тексту отрывка определите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.

Изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.: употребление иностранных вин, обращение к врачам.

2. Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?

Привычки из описанных автором представителей всех сословий российского общества: носить бороды, есть простую пищу, отдыхать в полдень.

3. Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т.п.), которые отмечает автор.

Особенности русских людей:

  • внешний вид – большие бороды и толстое брюхо, волосы – свои, не носили париков,
  • привычки – спать после обеда
  • питание – простая пища.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Представьте, что вы боярин, дворянин, горожанин или крестьянин (на выбор), живущий в XVII в. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернетом, напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день из жизни…», сопроводив его рисунками жилища и одежды.

Один день из жизни боярина

День сегодня, как всегда, доме начался очень рано. Умывшись и одевшись, пошёл в моленную комнату, где собирались уже и детки мои и матушка их и все домочадцы. Прочитал утренние молитвы. Сегодня не праздничный день и к заутрене в церковь идти не надо. Своей-то домовой церкви нет.

После молитвословия отдавал указки по хозяйству, входя в самые мелочи вплоть до составления меню обычного обеда. Да, за всем не уследишь. Полагаюсь на помощь дворецкого Матюхи.

Рано утром обошел все свои домашние службы и все проверил, да как исполняют мои указания. Плохо приходилось тому холопу, чья служба казалась хозяину неисправной. Сделав обычные указки по хозяйству, отправился во дворец, где ожидал в передней царского выхода. Вместе с царем послушал обедню, после которой совет с царем был о делах. Сегодня думали, как с беглыми крестьянами быть.

Так время до обеда и пролетело. Пообедав, пересмотрел после обеда посуду и почивать стал. После обеденного отдыха снова поехал во дворец, пришлось пробыть там до позднего вечера.

Вот и ужин. Надо в семье побыть. После ужина снова зажигали лампадки, и все пошли к вечернему молитвословию. Теперь и на отдых до утра. Весь дом затих.

2. Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое XVII в.

Описание кулачного боя в поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович. Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить.

Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет. И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он. С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Рассказ о кулачном бое XVII в.

Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

«Стенка на стенку»

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать.

Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам», или «один на один», был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными.

В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере).

Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

3. Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?

Жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. и жизнь современных горожан и сельских жителей сильно отличается в бытовом устройстве, в обычаях, питании.

В наше время в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в. не сохранилось практически ничего. В редких случаях – возвращение религиозных тардиций.

4. Посетите местный краеведческий музей. Подготовьте экскурсию для учащихся младших классов о жизни вашего края в XVII в.

До русской колонизации Южного Урала в XVII веке на территории современной Челябинской области проживали этнические группы башкирского народа. Русское население заселялось по течению реки Исети, в Среднем Притоболье, низовьях реки Миасс. Первое упоминание о русском поселении – Белоярской слободе Красноармейского района – 1682 год.

С XIII века территории расселения челябинских башкир входили в состав Золотой Орды, а с конца XV века — Сибирского ханства. После присоединения Башкортостана к России земли зауральских башкир вошли в состав Верхотурского, Тобольского и Уфимского уездов. К середине XVII века значительная часть челябинских башкир получила жалованные грамоты, где были юридически оформлены границы вотчинных земель.

В начале XVIII века в административном отношении их земли были подчинены Сибирской губернии, а с 1737 года — Исетской провинции.

В XVII—XIX вв. на вотчинных землях челябинских башкир были основаны горные заводы и крепости, на которых ныне находятся города Аша, Верхнеуральск, Верхний Уфалей, Златоуст, Касли, Катав-Ивановск, Куса, Кыштым, Миасс, Миньяр, Нязепетровск, Сатка, Сим, Троицк, Усть-Катав, Челябинск, Чебаркуль, Юрюзань и другие населённые пункты.

XVII век стал для Урала решающим в его развитии. Именно в этом столетии впервые приоткрылась для русских колонизаторов невероятная роскошь подземных кладовых древнего Рифея, легенды о которых в сотнях пересказов облетели еще в дальнюю пору мир древних эллинов и римлян. Именно с тех пор возможность разбогатеть на добыче и разработке этих богатств стала привлекать на просторы Каменного Пояса толпы предприимчивого, ухватистого народа. Холопы разных вотчинников, беглые кабальники, мастера-рудовщики и плавильщики, оборотистые купцы, дети боярские, да и сами сановные вельможи – все слетелись на манок барышей, которые сулила разработка невиданных доселе в России подземных кладов. Несть им числа… Но в этом очерке мы, естественно, сможем проследить судьбы только нескольких из них.

В череде этих алчущих быстрого обогащения людей встречалось немало и талантливых, высокоодаренных деятелей, положивших истинное начало тому значению уральских земель, которое мы ныне определяем красивой метафорой – “опорный край державы”.

Очень условно этих людей можно разделить на три категории. Первая – освоители-мастеровые. Это люди, знающие не понаслышке и поиск, и обработку руд. Это две династии таких деятелей – Литвиновы и Тумашевские.

Ко второй относятся люди, ввергнутые в уральскую горную промышленность мощной волей великого российского реформатора Петра I. Их можно определить пушкинской фразой – “птенцы гнезда Петрова”. Наиболее известна среди таких людей династия заводчиков Демидовых. Менее известен промышленник Федор Молодой.

А в третью, не менее значительную категорию промышленников уральских, можно зачислить тех, кто хотя и имел не всегда прямое отношение к горному делу, но обладал ярким организаторским талантом, верховым чутьем на наживу, тех, кто, опираясь только на везучесть и природный нюх, сделали себя одними из самых богатых и знатных людей России. К таким относятся Турчаниновы и Яковлевы (Савва Собакин и его потомки).

5. Какие традиции, существовавшие в XVII в., до сих пор сохранились в вашей местности, семье?

Традиции, существовавшие в XVII в., до сих пор сохранились в вашей местности, семье: праздновать религиозные праздники – Рождество, Крещенье, Пасха, Троица.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?

Бережное отношение народов России к традициям своих предков проявлялось в особенностях повседневной жизни: наличие печи и красного угла в доме, сохранение национальной одежды, сохранение (даже до наших дней) традиций в питании.

Вспомните внешний вид и убранство русских изб XV – XVII вв.

Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — «дымоволок» или «волоковое окно», открываемое и закрываемое задвижкой (волоком).

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путём раскола на две части бревна и их обтёсывания.

Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудком), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в XVIII веке, а массово они стали строиться лишь в XIX веке.

Белая изба

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. В некоторых местах такие избы сохранялись до начала XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века и сохранились вплоть до ХХ века.

Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Северорусская изба

Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы, и было приподнято над уровнем земли на метр-полтора.

Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения, через люк (отверстие размером приблизительно 1х1 метр) в полу. Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля и других овощей.

Другая половина избы состояла из двух-трёх этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.

Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5—3 метра, ширина ворот 2—3 метра).

Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.

Возле входа к избе обычно пристраивали сени, помещение с большими окнами. Таким образом, чтобы попасть в избу, нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.

К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Какие народы проживали в Поволжье в XV – XVII вв.?

В Поволжье в XV – XVII вв. проживали башкиры, татары, удмурты, чуваши, марийцы, мордва и др.

1. Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в XVII в. * Что из описанного дошло до наших дней?

Повседневная жизнь украинских крестьян в XVII в.:

Жилье у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни).

При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2 — 3 семьи в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары,1 хлев для скота), рядом — огород. Размеры построек зависели от достатка хозяина.

Одежда — из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин рубахи с вышивкой (у панов —: вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета). У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой, — длинные до пят овчинные кожухи или бурки.

Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.

Обычаи — народные (часто языческие) и церковные праздники — Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы , (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 октября, окончание сельхоз работ) и др.

Школьный театр — при Острожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы и др. Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках, и др, при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для развлечения зрителей.

Дошло до наших дней: сохранение традиций в питании, сохранение народных обычаев и церковных праздников — Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы, (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы.

2. Чем жилища горских народов Северного Кавказа отличались от построек на равнинной местности?

Жилища горских народов Северного Кавказа отличались от построек на равнинной местности тем, что жилища в горах строились с толстыми каменными стенами, 1-2 этажа с плоскими крышами, дома нависали друг над другом, а в равнинной местности дома строились меньше, примыкали друг к другу в виде квадрата или круга, фасады домов были обращены внутрь.

3. Какие особенности построек или планировки позволяли эффективно обороняться жителям горных аулов?

Эффективно обороняться жителям горных аулов позволяли особенности построек или планировки: отсутствие улиц как таковых, крепкие толстые стены домов, на плоских крышах которых могли располагаться даже боевые башни.

4. Объясните смысл аталычества.

Аталычество – традиция отдавать детей знатных людей на воспитание в простые семьи.

5. Чем отличались селения украинцев и жителей Поволжья?

Отличались селения украинцев и жителей Поволжья тем, что самым распространенным видом жилья в Поволжье был четырехстенная срубная изба с двухскатной крышей, а на Украине – хаты-мазанки.

6. Какие природные условия определяли расположение селений народов Поволжья?

Расположение селений народов Поволжья определяли такие природные условия – наличие рек, озер, родников.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью дополнительной литературы и Интернета подготовьте электронную презентацию об истории национального костюма одного из народов (по вашему выбору), перечисленных в тексте материала для самостоятельной работы.

Татарский национальный костюм

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Конечно, костюмы VIII-XVIII и XIX веков отличаются друг от друга. Однако даже в современной одежде прослеживаются национальные черты, а интерес к истории костюма охватывает все большие слои населения.

Костюм – наиболее яркий “определитель” национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с “восточной” насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причем обязательно с загнутыми вверх носками – ведь нельзя царапать носком сапога мать-землю. Их носили с суконными или холщовыми чулками “тула оек”.

Еще древние булгары достигли очень высокого уровня обработки кожи и шерсти – изготовленные ими юфть и сафьян на рынках Европы и Азии именовались “товар булгарский”, или “булгари”. Археологи находят такую обувь в слоях, относящихся к X-XIII векам, причем уже тогда она была украшена тиснением, аппликацией, металлическими фигурными накладками. Традиционные мягкие сапоги-ичиги – дошли до наших дней в виде домашней обуви, очень красивой и удобной.

Женская одежда также постепенно становится более легкой. Используются шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, камзолы шьют из парчи с мелким рисунком, позднее – из парчи и бархата, материалов более эластичных.

Женский головной убор в древности, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфачки, тканые или вязаные. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России.

Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас. Еще в начале XX века татарки в Санкт-Петербурге носили калфаки, уменьшившиеся до размеров наколки, удерживавшейся на голове с помощью мелких крючков, нашитых с изнанки.

Девушки носили только калфак, замужние женщины поверх него, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Привычку носить шаль, весьма умело драпируя свою фигуру, татарки сохранили до сего дня.

Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов – всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Многие элементы ювелирных украшений татар, претерпев совсем небольшие изменения, вошли в обиход женщин других национальностей.

Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров, и они служат прекрасным дополнением нашему подчас довольно безликому городскому костюму. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

2. Используя текст материала для самостоятельной работы, докажите, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства.

Доказательства того, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства: куначество на Северном Кавказе, усаживали гостей в красный угол на Украине, России.

3. Подготовьте сообщение на тему «Россия – наша общая Родина. История народов»

Россия – наша общая Родина. История народов

(на примере Чеченской республики)

Да, действительно, нашей обшей родиной, за единство и социально-экономическое процветание которого все мы в ответе, является Россия. К сожалению, имеются значительные внешние и внутренние силы, направленные на раскол самой России.

Вызывает горечь и недоумение тот факт, что при сложнейших условиях в России и на мировой арене находятся «люди», если их можно назвать таковыми, которые способствуют со своими антинародными и антироссийскими лозунгами разрушению России и противопоставлению её братских народов. Одной из возлюбленных тем для этих целей стал Кавказ, вокруг которого часто смакуют тему: «Хватит кормить Кавказ».

Справедливости ради заметим, что русские цари, которые десятки лет воевали за присоединение Кавказа к России, не страдали отсутствием ума, также как и Шейх-Мансур и имам Шамиль, возглавившие борьбу народов Кавказа против царского самодержавия и оставшиеся в истории легендарными личностями.

Всё же отметим, что народы и выдающиеся руководители Кавказа, после длительных героических сражений против царского самодержавия и турецких султанов, присоединились к России, отдавая предпочтение ей. Как известно, за последние столетия в результате совместной жизни и деятельности десятков разноплеменных народов Россия стала великой многонациональной державой, дружба народов стала главным символом страны, и 4 ноября объявлен Всенародным праздником – Днем народного единства. Народы Кавказа никогда не подводили Россию, а наоборот, сыграли самую активную роль в ее защите от внешних и внутренних врагов, а также в социально-экономическом обустройстве страны.

Десятки, сотни и тысячи кумыков и представители других народов Дагестана и Северного Кавказа служили и воевали в рядах русской армии, будучи солдатами, офицерами и генералами, в т.ч. трое прадедов главы Чеченской республики Рамзана Кадырова – Азнауровы и Качаловы. Примеров о мужестве кавказцев, воевавших на фронтах Отечественной войны 1812 г. против армии Наполеона, бесчисленно много. В этом плане значительный интерес представляет боевой путь генерала Чеченского, по национальности чеченца, воспитывавшегося с мальчишеских лет в Петербурге – в царском дворе, а впоследствии, во время войны, ставшего генералом и первым помощником и ближайшим другом выдающегося полководца Багратиона.

На фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) принимали активное участие 180 тыс. дагестанцев, из которых вернулись домой после победоносной войны около 90 тыс. солдат, 58 человек стали Героями Советского Союза, а Ахметхан-Султан стал дважды героем и десятки дагестанцев – кавалерами Ордена Славы.

Столько же людей были мобилизованы из других республик Кавказа, которые показывали образцы геройства и отваги. Среди десятков и сотен кавказцев – героев войны, значительный интерес представляет короткий и в то же время героический путь наших славных земляков М. Гаджиева, Ю. Акаева, X. Нурадилова и др. Нет семьи на Кавказе без потерь на полях сражений Великой Отечественной войны.

Следует отметить, что природные и экономические, людские ресурсы, опыт старших поколений дают основание заключить, что мы можем превратить нашу общую родину – Россию в одну из процветающих, с высоким уровнем жизни народа стран мира. Главным условием для этого является укрепление братства и единение наших народов, направление их усердия на созидательный труд.

(по материалам статьи Р. Кадырова, главы Чеченской республики)

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. В чем состояли причины Смутного времени? Какие цели преследовали различные внутренние и внешние силы, действовавшие в России в тот период?

Смута была очень сложным процессом и являлась совокупностью нескольких кризисов. Первый – династический (прервалась династия Рюриковичей, не было законного наследника на трон). Второй – государственный (государственная власть после правления Ивана Грозного оформилась как абсолютная монархия, самодержавие, но соответствующей поддержки и структур по всей территории России эта форма государственной власти еще не имела). Третий – социальный (шел активный процесс развития, перерождения сословий от боярства до холопов. Каждое сословие стремилось получить как можно больше прав. Следовательно, между ними и разгоралась острая борьба. Например, бояре стремились закрепостить крестьян, крестьяне активно этому сопротивлялись).

Внешние силы преследовали цели захвата или подчинения России.

2. Подтвердите примерами, что в период Смуты речь шла о сохранении свободы и независимости России. В чем вы видите причины возникновения национально-освободительного движения? Почему К. Минина и Д. Пожарского называют спасителями Отечества?

Примерами того, что в период Смуты речь шла о сохранении свободы и независимости России служат следующие факты: на троне иноземный правитель-самозванец, боярство переметнулось на сторону иноземцев, хозяйничали поляки, литовцы, попирая традиции, религию и обычаи русского народа.

Причины возникновения национально-освободительного движения – угроза независимости государства, отсутствие лидеров, способных возглавить борьбу против захватчиков, неспособность правящей верхушки защищать национальные интересы.

К. Минина и Д. Пожарского называют спасителями Отечества потому, что они организовали народные ополчения для борьбы с иноземными захватчиками.

3. Каковы были последствия Смутного времени для дальнейшего развития страны? Как происходило возрождение России после Смутного времени?

Последствия Смутного времени для дальнейшего развития страны: хозяйственная разруха, нарушение торговых отношений, сокращение численности населения.

Возрождение России после Смутного времени происходило медленно и сложно: укрепление царской власти, увеличение налогов, развитие торговли и формирование всероссийского рынка, а в экономике и хозяйстве страны появились зачатки рыночных отношений. Однако рыночные отношения тормозились крепостным правом и контролем со стороны государства. В XVII в. подъем экономики сопровождался оформлением крепостного права в России.

4. Какие перемены в положении сословий России произошли в XVII в.? Какие сословия выиграли от этих перемен, а какие проиграли? В чем состояли главные причины народных выступлений в XVII в.? Каковы были их последствия?

В положении сословий России произошли в XVII в. перемены: сформировалось и уравнялось в правах с боярами – служилое сословие дворян, крестьяне были окончательно закрепощены. От этих перемен выиграли бояре и дворяне, проиграли – крестьяне и бедные посадские жители. Главные причины народных выступлений в XVII в. – усиление крепостного и экономического гнета. Последствия их были незначительными, кардинальных перемен в положении крестьян не произошло, но правительство на время все же ослабляло гнет.

5. Какие внешнеполитические задачи решала Россия в XVII в.? Какие из них были решены, а какие – нет? Почему не были решены эти задачи?

Внешнеполитические задачи России в XVII в.:

Россия активно взаимодействовала с европейскими государствами. Она активно включалась в европейские коалиции, стремясь решить стоявшие перед ней внешнеполитические задачи. Главной среди них в это время являлось обеспечение выхода страны к Балтийскому морю для установления регулярных экономических и политических связей со странами Европы. Эта задача не была решена, потому что у России еще не было достаточно сил противостоять таким противникам как Швеция, имевшая в тот период самую сильную армию и флот. Россия своего флота пока не имела.

Но были решены другие задачи: присоединены новые территории на юге, юго-востоке страны, с кавказскими государствами налажены дружественные отношения. В состав России вошла Левобережная Украина.

◄ § 26. Культура народов России в XVII в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.