Сравнительный анализ теорий культуры Вико и Гердера
Заключительная часть реферата по культурологии — «Сравнительный анализ теорий культуры Д. Вико и И.Г. Гердера». Можно оформить как доклад, контрольную, творческую работу, эссе.
Первый параграф – теория культуры Вико, второй – теория культуры Гердера находятся в рубрике ►Культурология. Работа еще не гуляет по интернету, уникальность текста — 84%.
Общие и отличительные черты теорий Вико и Гердера
Вико и Гердер внесли огромный вклад в становление современной культурологической науки. Их концепции содержат много общих положений, по сути, Гердер развил многие идеи Вико.

Оба мыслителя исходили из природосообразности культуры, культура не дар божий, считали они, а результат развития природы и ее части – человеческого общества. Природа обуславливает развитие культуры, в частности, на культуру народов оказывает влияние географический фактор (моря, горы, реки, климат, соседние народы).
И Вико, и Гердер исходили из принципа равноценности культур различных народов. Вико в своем труде провел сравнительный анализ различных культур и показал несовершенство европейской цивилизации. Он исходил из того, что каждая культура самоценна и изучать ее надо с точки зрения собственных ценностей.
Гердер доказал, что положение о превосходстве европейской культуры над другими безосновательно, что цивилизация в дикую Европу пришла из Азии – родины земледелия, религиозных верований, искусств и пр., также говорил о самоценности и уникальности каждой культуры.

Оба мыслителя представляли культуру как целостную систему и ее изучение должно основываться на комплексном подходе, учитывающем единство человека, истории и культуры.
Вико описал национальные психологии различных народов и первым высказал мысль о наличии особого национального характера культуры народа, менталитета. Гердер говорил о языке, как отражении национального характера. Оба ученых отводили языку существенную роль в формировании национальных культур, считали язык основой любой культуры.
Вико связывал формы человеческого духа (религию, науку, искусство) со временем (исторический подход), он считал их продуктом истории и в тоже время ее движителем.
Гердер развил эту идею – культура есть результат деятельности человека и сама деятельность по созданию культуры, осуществляя которую человек творит самого себя, таким образом, он создал предпосылки деятельностного подхода в психологии и культурологии.
История и культура, по Вико, имеют одну цель – сохранение человеческого рода. Гердер цель истории и культуры выдел в развитии гуманности и культуры человечества.
Вико видел общие для всех составляющие элементы культур: обычаи, религию, институт брака, обряды погребения. Первым обратил внимание на миф как источник знаний о древности, описал особенности мифологического мышления.
Гердер наряду с языком отводил религии главную роль в формировании и развитии культуры, Библию он воспринимал и как источник знаний об особенностях мышления людей тех времен, когда она создавалась.
По разному мыслители представляли себе ход истории и развитие различных культур. Вико придерживался циклической модели развития культур, описал три стадии, три Века в развитии культуры.
Прогресс (спиральнось) по его мнению, заключался в том, что каждый новый виток начинался с более высокой точки уровня культуры, то есть новый этап берет что-то позитивное у предшествующего (например, технику, технологии), но прогресс носит количественный характер.
Гердер был также сторонником количественного прогресса, качественный невозможен, ибо сущность человека во все времена одна и неизменна.
Тем не менее, он развил идею преемственности культур. Показал на примере развития языка, как из многообразия национальных культур постепенно вырастает культура всего человеческого рода.
Гердер и Вико столетия назад сформулировали идеи, которые были развиты культурологами 20 века.
Список литературы
- Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — М. — Киев, 1994. – 369с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – 703 с.
- Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. – М.: Мысль, 1980. – 196с.
- Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.