7. Текст как единица синтаксиса

ГДЗ ◄ ГДЗ русский язык ◄ ГДЗ русский язык/ Ладыженская 8 кл. ◄
§ 7. Текст как единица синтаксиса
§ 7. Текст как единица синтаксиса

Готовые ответы на упражнения № 41-48 к § 7. Текст как единица синтаксиса Русский язык 8 кл. Тростенцовой, Ладыженской.

41. Прочитайте отрывки из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Найдите текст. Докажите свою точку зрения. Многие выражения из этой комедии стали крылатыми. Какие известны вам?

Текстом является пример под № 2. В нём все предложения связаны между собой, есть общая тема, отражающая конкретный фрагмент окружающей действительности.

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве друзьями;
Своя провинция. —Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком,
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.

Крылатые выражения из комедии “Горе от ума”: Блажен кто верует, тепло ему на свете. Свежо предание да верится с трудом. А судьи кто? Ах, злые языки страшнее пистолетов. Счастливые часов не наблюдают. Минуй нас пуще к печалей и барский гнев, и барская любовь. Грех не беда, молва нехороша.

Ведь — 1 слог.
В — [В’] — согл., зв., мягк.
Е — [Э] — гласи., удщх Д — [Т’\ — согл., глух., мягк.
Ь — нет звука.
В слове 4 буквы, 3 звука
Сжечь — 1 слог.
С — [Ж] — согл зв. тв.
Ж — [Ж] — согл., зв., тв.
Е — [Э] — глас, удар.
Ч — J4’] — согл., глух., мягк. Ь — нет звука.
В слове 5 букв. 4 звука.

Упражнение 42. Спишите текст, разделив его на три смысловые части. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Марина Цветаева впервые прочитала «Капитанскую дочку» в семилетием возрасте, и книга стала для неё «вечной»: хотелось перечитывать её постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными повестью Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв».

Для нас же чтение иногда кончается с последней перевёрнутой страницей. И наши непрояснённые впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе: погрузившись в книгу, пережив её, обдумав, записать свои мысли, впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться
размышлять и писать. Наконец, это просто интересно.

Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи — живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы её фотографии в различные временные отрезки.
(По Г. Беленькому, О. Хреновой.)

Упражнение 43. Выразите смысл текста предыдущего упражнения одним предложением.

Нужно учиться читать книги вдумчиво, погружаться в них, обдумывать и записывать свои мысли и впечатления возникающие после прочтения.

44. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико». О чём говорится в этом отрывке?

В отрывке говорится о том, что не правы те критики, которые утверждают, будто все понятия давно выражены, мысли высказаны, а новые книги это набор знакомых слов, фраз и идей. А. С. Пушкин приводит доказательства того, что повторяются только слова в книгах, сами произведения, сочиненные разными авторами, являются новыми и непохожими на другие по замыслу.

В течение— предлог.

  • I. Служит для связи слов в предложении.
  • II. Производный.
  • III. Не имеет самостоятельной синтаксич. функции.

Синтаксический разбор предложения.

§ 7. Текст как единица синтаксиса
  1. Вопросительное
  2. Невосклицательное.
  3. Грамм, основа — дух не производит, двусостав.
  4. Распространённое, неосложнённое.
  5. Члены предложения
    а) подлежащее — дух, сущ., неодуш., нариц., 2-е скл, м. р., им. п., ед. ч.; б) сказуемое — не производит, глаг., изъяв, накл., наст, вр., ед. ч., 3-е л.; в) определение – человеческий, прил., относит., им. п., ед. ч., м. р. г) дополнение — ничего (мест., отриц., ед. ч.) нового (прил., кач., ед. ч., р. п.).
45. Определите в тексте предыдущего упражнения предложение, в котором раскрывается основная мысль текста. Какую мысль опровергает автор? Какие аргументы он приводит?

Основная мысль текста раскрывается в предложении: Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятии, как язык неистощим в соединении слов.

Автор опровергает распространенное мнение о том, что всё уже написано и сказано, новые книги будут повторением созданных ранее. Пушкин доказывает свою мысль с помощью следующего аргумента: … разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона.

46. Прочитайте выразительно четверостишие Ф. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года. Оно состоит из одного сложного предложения. И всё-таки это текст. Как вы думаете, почему?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Стихотворение Ф. И. Тютчева, состоящее из одного предложения, является текстом, потому что в нем выражена законченная мысль, все части текста связаны между собой. Тема обозначена в первой части текста.

47. Прочитайте текст. Кто с кем сравнивается? Почему? Сформулируйте и напишите основную мысль текста. Как соотносятся начало и конец текста? Отметьте языковые средства, которые обеспечивают связность текста. Слова™ Церковь и Истина даны с сохранением орфографии автора.

В этом тексте сравниваются Пушкин и митрополит Филарет Московский как писатели. Оба они, как отмечает автор, обладали даром слова. Главным их различием является то, что митрополит Филарет Московский свой талант отдал Церкви, и каждая его речь была голосом церковной совести, а Пушкин служил, по мнению автора, Истине.

Основная мысль данного текста заключается в том, что великие писатели и мыслители, такие как А. С. Пушкин и митрополит Филарет, подают всем своим читателям пример, как необходимо
выражать свои мысли на бумаге, а именно кратко, ясно, без лишних слов. Тогда каждое., слово приобретает особое значение, становится голосом совести.

Первая и последняя фразы в тексте связаны. В первом предложении выражена основная мысль текста, это тезис, который автор развивает на протяжении всего текста. Последнее предложение почти повторяет по смыслу первое. Но это уже вывод, к которому автор привел читателя после серии доказательств и примеров, иллюстрирующих его мысль.

Предложения в тексте связаны с помощью местоимений (он, это, его), лексического повтора (в одном предложении говорится о церковной совести, в следующем о том, что … личность митрополита Филарета была в такой мере поглощена Церковью).

ГДЗ по русскому языку 8 кл. Ладыженская
48. Используйте текст упр. 47 для письменного ответа на вопрос: «Как нужно выражать свои мысли?»

Как правильно выражать свои мысли?

Умение правильно выражать свои мысли необходимая вещь в жизни
каждого человека. Ведь русский язык очень богат, и при неумении ею эксплуатации может возникнуть элементарное взаимопонимание между людьми. Каждый из нас наверняка встречался с ситуацией, когда говоришь человек одно, а он понимает совершенно другое.

Одной из важных деталей является словарный запас, не имея достаточное количество слов в нем, человек никогда не сможет лаконично выразить свою мысль.

Уровень знания языка, является самой важной деталью в навыке общения. Так же стоит отметить что это умение заключается вообще в способности мыслить. Чем шире человек может это делать, тем более грамотно он составляет свои предложения. Однако это умение заполучить гораздо сложнее чем выучить парочку новых слов. Навык рационального мышления приходит к человеку со временем жизненным опытом, или в редких случаях люди рождаются с таким навыком.

Все мы знаем, что есть люди, которые просто знают грамоту, хотя никогда её не изучали. Люди, которым с трудом даются точные науки, или те, которые решают задачки чуть ли нс в уме, сами толком не понимая, как это делают.

В каждом из нас есть что-то то, что даётся нам легко и непринужденно. Однако не стоит забывать про остальные вещи, человек должен быть многогранен, и уметь поддержать любую тему, поэтому нужно развивать и хотя бы пытаться понять все, с чем мы встречаемся в жизни.

Вывод: свои мысли мы должны всегда выражать грамотно, точно, лаконично. Мы должны развиваться и совершенствоваться в нашей речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.