Теория культуры И. Г. Гердера

Реферат по культурологии (вторая часть) – “Сравнительный анализ теорий культуры Д. Вико и И.Г. Гердера”. Можно оформить как доклад, контрольную, творческую работу, эссе. Первый параграф о теории культуры Вико и Заключение опубликованы отдельно. Работа еще не гуляет по интернету, уникальность текста – 75%. Вы можете просто ее скопировать или приобрести всю работу за 300 р. на сайте Автор 24. Либо пишите в комментариях, договоримся.

Реферат по культурологии: Теория культуры Гердера (1744—1803)

Гердер (1744—1803)  является основоположником историософии, предложил оригинальное истолкование исторического процесса, создатель оригинальной исторической теории языка.  Многие исследователи считают его основателем современной культурологии, считая, что  он сформулировал проблему культуры как проблему теоретического знания.

Определение культуры

Гердер первым дал определение культурного прогресса и раскрыл его содержание, дал обоснование положению о цели человеческой истории, состоящей в том, чтобы «шире распространять гуманный дух и культуру человеческого рода» [4].

Культурологические воззрения Гердер изложил труде «Идеи к философии истории человечества». Здесь дается определение культуры, описывается генезис культуры, выявляется ее роль в жизни общества.

«Культура народа – это цвет его бытия, изящное, но бренное и хрупкое откровение его сущности» [2]. И. Гердер

Культура понимается как продукт деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования. У Гердера встречается и другое определение культуры, где он соотносит культуру с понятием «воспитание» и называет культуру результатом просвещения [4]. Однако первое определение Гердер считает основным и в своей теории берет за основу именно его. Культура – это не божественный дар, а результат преобразования человеком природы и общества. Гердер полагал, что, создавая культуру, человек одновременно создает самого себя. В этом смысле развитие человека есть развитие культуры, и наоборот. Таким образом, процесс развития человека как рода, процесс человеческой деятельности и процесс человеческой истории тесно связаны. Гердер говорит о том, что культура есть результат деятельности человека одновременно процесс.

Культурный прогресс

В ходе истории по мере расширения поля приложения человеческих сил, меняется и культура, которая становится более многогранной и сложной.То есть Гердер является сторонником  культурного прогресса, хотя этот прогресс скорее количественный, чем качественный, ибо природа человека неизменна.

«Природа человека остается неизменной; и на десятитысячном году от сотворения мира человек родится все с теми же страстями, что и на втором году, и он проходит весь круг своих благоглупостей и достигает поздней, несовершенной и бесполезной мудрости. Мы бродим по лабиринту, в котором наша жизнь занимает одну пядь, и поэтому нам все равно, есть у лабиринта выход или нет» [2].

Многообразие и самоценность культур

Культура, изменяясь, сохраняет свои базовые черты, что позволяет говорить о существовании целостных культур тех или иных народов. В жизни существуют только культуры разных народов, которые взаимодействуют, порождая совокупность культур, которую теоретически можно назвать культурой человеческого рода. Причем эти культуры ценностно равнозначны. Гердер считает, что суждения о превосходстве европейской культуры над другими не имеют под собой оснований.

Гердер на многочисленных примерах истории доказал, что корни европейской культуры находятся в культуре народов Азии, где, по его мнению, и зародилась человеческая цивилизация. Именно из Азии пришли в Европу письменность, наука, изобразительное искусство, летоисчисление и навыки предсказания по звездам. В Азии были приручены дикие животные, начата обработка земли и культивирование злаков, возникли первые религиозные учения и мифы, создана наука управления государством. Из Азии культура распространилась на другие континенты, где народы, населяющие их, модифицировали ее в соответствии со своими особенностями мировосприятия, психического склада и образа жизни. Так появились национальные культуры, которые существенно отличаются одна от другой, хотя и возникли из одного корня [4].

Причины развития культуры

Итак, культура, по Гердеру, изменяется, но при этом сохраняет свои базовые черты, и главную роль в этом играет преемственность. «Новая» культура не отрицает «старой», она сохраняет все самое ценное, дополняя и развивая его. Культурная традиция передается от одной нации к другой, и так возводится совместными усилиями различных этносов величественное здание культуры мирового сообщества.

Гердер пытается определить причины возникновения культуры. Объективные человеческие потребности не могут удовлетворяться только тем, что людям предоставляет природа. Нужда — вот что считает Гердер лежит в основе культурно-творческой деятельности человека, вот что является конечной причиной, вызывающей к жизни культуру и определяющий ее развитие.

Исследуя причины культурной деятельности, Гердер, как и Вико, задевает географической фактор в формировании культуры. Он считает, что «все уходит в почву». Религия, государственное устройство и экономические отношения определяются главным образом географическим расположением страны, ее ландшафтом и климатом.

Два типа культуры

Определяя истоки культуры, Гердер вводит понятия «культура ученых» и «культура народа», которые, отличаются друг от друга не только количественно, но и качественно. Первая сложна, и овладеть ею могут только посвященные, а вторая проста и доступна всем. Культура ученых – это культура особого сословия, которая имеет задачу просвещения и воспитания народа, а также сохранения и передачу из поколения в поколение знаний, накопленных человечеством за многие столетия существования цивилизации.

Культура народа — это культура обычных людей, которые  не обязательно должны знать законы науки и искусства. Культура народа заключается в религиозности, добронравии и владении ремеслами. Гердер считает, что «народ не создан для обширных теорий в философии и религии», он уверен, что «они не пойдут ему на пользу» [4].Он отвергал желания деятелей Просвещения внести новые идеи в массовое народное сознание, и как современник Великой Французской революции имел возможность лично убедиться в безумности подобных намерений.

По его мнению, религия имела определяющее значение в становлении культуры, она есть главный и самый древний элемент последней, все остальные проявления культуры – производные от религии.

Учение о языке

Составным элементом культурологической теории Гердера является его учение о языке. Он полагает, что язык сыграл не менее важную роль в развитии человеческой культуры, чем религия. Значение языка заключается в том, что он является формой, в которую отливается культура народа. «Всякий язык – это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа. Особенно, если народ привязан к своему языку и всю свою культуру выводит из языка» [2]. Язык есть отражение национального характера. Деградация языка неминуемо влечет деградацию и гибель. Поэтому в сохранении и развитии языка нации он видит важнейшую государственную задачу.

Гердер сформулировал четыре закона, которые с полным основанием могут считаться базовыми для языкознания. Первый звучит так: человек — свободное мыслящее существо, силы которого непрерывно растут, поэтому он говорящее создание. Гердер исходит из того, что человеку выжить в ходе борьбы за существование позволил интеллект, который напрямую связан с речью.

Второй закон Гердера выражен так: «Человек по своему назначению есть создание стада, общества; поэтому развитие языка для него естественно, существенно, необходимо». В этом законе раскрывается общественная сущность человека, который становится homo sapiens только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми.

Третий закон: «Так как весь человеческий род не мог оставаться одним стадом, он не мог сохранить один язык; поэтому стало необходимостью образование различных национальных языков». Каждый язык уникален и неповторим как всякий индивид. В то же время разные языки обладают общей основой, на них говорит один исторический субъект — человеческий род. Языки, как и народы, взаимодействуют, обогащая друг друга путем заимствований отдельных слов, выражений и целых лексических оборотов.

Следствием третьего является четвертый закон: «Подобно тому, как… человеческое общество с момента возникновения… представляет прогрессирующее целое, то же самое можно сказать о всех языках и о всей цепи культурного развития» [4].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *