Повторяем и делаем выводы. Вопросы к гл. 5

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Повторяем и делаем выводы. Вопросы к главе 5

1. Сравните развитие России и мира на рубеже XIX-XX вв.

В то время в ведущих странах мира наблюдалось большее разнообразие форм правления. Франция была республикой, Великобритания – конституционной монархией, Германия и Россия (с 17 октября 1905 года) – монархиями, в который парламенты существовали, но почти не ограничивали власть правителя. Так что Россия существенно не отставала от других.

Европа покрылась сетью промышленных предприятий, хотя их распределение по-прежнему было не равномерным. В мировых лидерах числились Великобритания (вернее, отдельно Англия – остальные были развиты хуже) и Германия. Несколько отставала Франция. На их фоне Россия выглядела относительно отсталой страной, была ещё аграрно-индустриальной. Но всё равно доля промышленного производства там была гораздо выше чем, к примеру, в Португалии.

Практически во всех странах Европы общество уже было классовым, то есть положение человека в обществе зависело от его достатка и профессии, а не от происхождения. В России формально сохранялись сословия, но фактически положение в обществе также зависело от достатка.

К примеру, буржуазию составляли выходцы из всех сословий; из дворян никто не пополнил ряды пролетариата, но выходцы из этого сословия занимали положения от высших сановников до мелких клерков в канторах капиталистов (порой потомков крепостных крестьян).

В культуре России распространялись многие общеевропейские направления, некоторые именно в России появились, а потом распространились в другие страны.

Наука продолжала изменять судьбы человечества. Она преобразовывала быт, производство, путешествия и способы уничтожения людей. Внесли свой вклад в этот процесс и русские учёные. Они были частью европейской науки, желанными гостями на конференциях и в целом частью европейского научного сообщества.

Таким образом, Россия вполне вписывалась в общеевропейское развитие. Она отставала от передовых государств, но не была и на последнем месте.

2. Проанализируйте социально-экономическое развитие России на рубеже веков.

На рубеже веков Россия была крупнейшим экспортёром сельскохозяйственной продукции, однако поставляло соответствующие товары на рынок ограниченное число крупных имений, которые перешли на интенсивное хозяйство. \

Большинство крестьян продолжали вести преимущественно натуральное хозяйство на своих небольших наделах, большинство дворян также не освоило интенсивное хозяйство и продолжало беднеть и разоряться.

Промышленность России обеспечивала значительную часть потребностей страны, некоторые товары вывозились на экспорт. Однако индустрия империи была слабее, чем у передовых европейских держав, что вскоре наглядно продемонстрирует Первая мировая война.

Как и остальной мир, Россия двигалась к монополистической экономике. Крупные объединения контролировали всё большие доли рынка в определённых областях. В краткосрочной перспективе это оказывало положительных эффект, хотя бы потому, что вытесняло иностранные капиталы.

В стране работали многочисленные социальные лифты, связанные с получением как богатства, так и образования. Тем не менее большинство населения по-прежнему составляли крестьяне. Число рабочих росло, так же, как буржуазии и интеллигенции, однако все эти группы всё ещё составляли меньшинство населения.

3. Назовите причины и последствия Первой российской революции 1905-1907 гг. Составьте хронику основных событий.

Причины:

  • рабочий вопрос (отсутствие защиты рабочих от произвола работодателей в виде законодательного ограничения продолжительности рабочего дня, выплат по болезни и потере трудоспособности, гарантий от произвольных увольнений, оплачиваемых отпусков и др.);
  • политический вопрос (бесправие большей части населения, отсутствие органов народного представительства в высших эшелонах власти, неограниченность монархии);
  • крестьянский вопрос (земельный голод, стремление сельских тружеников к разделу помещичьих земель);
  • национальный вопрос (отсутствие прав, а часто и откровенное притеснение национальных меньшинств);
  • не преодолённые негативные последствия экономического кризиса 1900-1903 годов;
  • Русско-японская война 1904-1905 годов, принявшая неблагоприятный для Санкт-Петербурга оборот;
  • расстрел мирной демонстрации, которая шла не с требованиями, а с петицией (просьбой) к царю, причём несла с собой иконы и церковные хоругви, как во время крестного хода.

Основные события:

3 января 1905 года – начало забостовок в Санкт-Петербурге в связи с увольнениями;

9 января 1905 года – так называемое «Кровавое воскресенье», когда войска расстреляли мирную демонстрацию с иконами и церковными хоругвями, которая несла петицию императору, что вызвало настоящий всплеск протестов по всей стране и стало настоящим начало революции;

6 августа 1905 года – первые уступки революции со стороны императора, издание первого манифеста о создании Государственной думы;

Октябрьская всеобщая политическая стачка, которая стала пиком революции;

17 октября 1905 года – манифест о даровании гражданских свобод и создании Государственной думы на новых условиях;

7-18 декабря 1905 года – вооружённое восстание пролетариата на одной из рабочих окраин Москвы;

27 апреля 1906 года – начало работы Государственной думы I созыва;

9 июля 1906 года – роспуск Государственной думы I созыва;

20 февраля 1907 года – начало работы Государственной думы II созыва;

3 июня 1907 года – 3-июньский переворот – роспуск Государственный думы и изменение избирательного закона, окончание революции.

Последствия:

  • создана Государственная дума – первый общероссийский орган власти, избиравшийся народом;
  • власть императора была ограничена, хотя переворот 3-июня и минимизировали эти ограничения;
  • населению были дарованы многие гражданские свободы;
  • были сформированы легальные политические партии, которые получили официально разрешённые средства борьбы;
  • рабочие получили право создавать профсоюзы и другие организации;
  • были легализованы многие формы борьбы рабочих, включая забастовки и стачки (в частности, отменена уголовная ответственность для стачечников);
  • рабочий день пролетариата сокращался до 9-10 часов в день (хозяева многих предприятий шли даже на 8-часовые смены);
  • частой стала практика заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателем;
  • отменены выкупные платежи крестьян;
  • снижена арендная плата на землю;
  • повышена оплата труда сельскохозяйственных рабочих;
  • правительство поняло серьёзность проблемы малоземелия крестьян, результатом чего стала Столыпинская реформа;
  • земские начальники лишились права присуждать крестьянам телесные и административные наказания;
  • была смягчена национальная политика, в частности, в школах разрешены другие языки, кроме русского.
4. Перечислите социально-экономические реформы П. А. Столыпина, дайте им оценку.

Стимулирование выхода крестьян из общины вместе с землёй было путём к аграрной революции, необходимой для нормального хода промышленной, потому в целом было правильным. Сегодня следовало было бы облегчить людям путь из крестьянства в пролетариат, например, курсами переподготовки, но тогда подобная забота о социально обездоленных не была известна нигде в мире.

Наделение крестьян землями из государственного фонда по льготным кредитам частично решало проблему земельного голода, потому эту меру также можно оценить положительно.

Решало проблему земельного голода и переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Кроме того, оно повышало эффективность использования этих земель, потому и в данном случае оценка положительная. Но с переселением в среднеазиатские земли не всё так однозначно. Там ущемлялись права местного населения, что в итоге привело к масштабному восстанию 1916 года.

Введение земств в новых губерниях в целом было положительным явлением, но меры по преданию преимуществ православным избирателям были дискриминацией остальных групп, потому сегодня явление нельзя назвать полностью положительным.

Национальная политика сегодня не могла бы быть признана корректной и правильной, потому что она откровенно ущемляла права национальных меньшинств русификацией, а также теми преимуществами, которые закон продолжал предоставлять православной вере.

Также существовали многочисленные планы реформ вроде введения всеобщего начального образования и др. Планы можно назвать правильными, потому что они помогли бы России продвинуться на пути модернизации. Но всё зависело бы от исполнения, которого так и не последовало.

5. Проанализируйте политическое развитие России в 1905-1914 гг., составьте хронику событий и назовите главные тенденции развития страны в указанный период.

Хроника:

9 января 1905 года – Кровавое воскресенье и фактическое начало революции;

17 октября 1905 года – дарование знаменитого манифеста об ограничении монархии;

3 июня 1907 года – фактически государственный переворот со стороны правительства, завершивший революцию;

1 ноября 1907 года – начало работы Государственной думы III созыва, избранной в соответствии с новым законом и полностью лояльной правительству;

1909 год – выход сборника «Вехи», который ознаменовал идейное поражение революции и призыв к обществу и особенно к интеллигенции раскаиваться в своём бунтарстве;

5 сентября 1911 года – убийство Петра Аркадьевича Столыпина;

4 апреля 1912 года – вызвавший масштабные антиправительственные демонстрации так называемый Ленский расстрел (подавление войсками выступления рабочих на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на реках Витиме и Олёкме (притоках Лены));

Ноябрь 1912 года – массовые антиправительственные демонстрации, приуроченные к похоронам Л. Н. Толстого;

15 ноября 1912 года – начало работы Государственной думы IV созыва;

1 августа 1914 года – вступление России в Первую мировую войну.

Тенденции:

Таким образом, главной тенденцией было нарастание революции в 1905 году и последующий её спад. В целом так называемая думская монархия становилась всё более стабильной, хотя экономические основания для недовольства народа были устранены столыпинскими реформами лишь частично, после чего незавершённые реформы стали постепенно сворачивать.

Повторяем и делаем выводы. Вопросы к главе 5

◄Серебряный век русской культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.