Всемирный день доброты – 13 ноября 2018

13 ноября 2018 года отмечается Всемирный день доброты (World Kindness Day) . Мы подготовили краткую историческую справку об этом празднике, интересный сценарий классного часа и презентацию, которые могут быть использованы при проведении различных мероприятий в школе, детском саду, библиотеке. Сценарий легко адаптировать к любому возрасту.

Ссылка на презентацию в конце, перед блоком рекламы, нажимаете сначала на него, а потом по ссылке здесь (откроется в новой вкладке). А лирическое отступление по теме “День доброты” можно посмотреть на  ►Яндекс Дзен.

История праздника Всемирный день доброты.

13 ноября 1998 года в столице Японии Токио прошла первая конференция  Всемирного движения за доброту, в которой приняли участие Австралия, Канада,  Таиланд, Япония, Сингапур, США,  Великобритания. Позднее к движению присоединились и другие страны, Россия в 2009 году. Таким образом в 2018 году отмечается 20-летие этого праздника.

Всемирный день доброты
Открытое сердце

К этому событию французский художник Орель создал символ — открытое сердце.

Участники ноябрьской конференции 1998 г. в Токио решили отмечать день спонтанного проявления доброты 17 февраля. Таким образом, в году отмечается два праздника доброты. Инициаторами праздника выступили добровольцы и некоторые благотворительные организации вышеперечисленных стран.

Помогая другим, помогаешь себе.

Психологи уверяют, что доброта продлевает жизнь, делает ее более комфортной и радостной. Добрые люди живут дольше, меньше болеют, испытывают больше положительных эмоций, совершая добрые дела. Они генерируют счастье не только для других, но и для самих себя.

Медики подтверждают позитивное влияние доброты на состояние здоровья человека. Медицинские исследования показали, что добрые люди живут в среднем на семь лет дольше, так как у них более здоровое сердце, крепче иммунитет и выше уровень лимфоцитов в крови. Такие люди обладают повышенным физиологическим тонусом и, как следствие, психологической устойчивостью.

Добрые дела способствуют выработке “гормонов удовольствия”, мозг генерирует большое количество эндорфинов, которые являются эффективным природным обезболивающим. Кроме того, эти гормоны имеют успокаивающий эффект, нейтрализуют негативные последствия стрессов, облегчают течение депрессивных состояний. Проблемы на работе или в семье? – Сделай доброе дело и станет легче. У добрых, отзывчивых людей больше вырабатывается гормона серотонина, который способствует улучшению настроения.

Все как в песне: “Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется”.

Сценарий мероприятия: “Хочешь изменить мир – начни с себя!”

Ведущий: Здравствуйте (желаю вам здоровья), дорогие ребята, сегодня в честь Всемирного дня доброты я обращаюсь к вам со словами:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
                             (А.Чепуров)

Педагог:Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем сегодня мы будем с вами говорить?

(Ответы детей)

Ведущий: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о доброте.

Предлагаю вашему вниманию замечательные строки, посвященные доброте, поэтессы Любови Бодровой:

Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.

Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет, будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик, светит Доброта.

Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.

Ведущий: Всемирный день доброты и день спонтанного проявления доброты, которые отмечаются 13 ноября и 17 февраля, – потрясающие праздники, искренние, светлые, не имеющие  политического подтекста и национальных границ.

Этот праздник планетарного значения, который дает каждому человеку возможность еще раз доказать, что он может быть бескорыстным, заботливым, терпимым и милосердным.

Ведущий: Международная Академия Доброты в разных странах возводит памятники-символы Доброты «Одуванчик». Там, где Доброта – там нет границ. Где нет границ – начинается понимание и любовь между людьми.

«Одуванчик»  выражает хрупкость, это близко к понятиям Доброты, Любви, Дружбы. Смысл метафоры заключается в том, что каждая тычинка одуванчика – это раскрытая в приветствии ладошка, в центре которой глаз, как символ открытого сердца. И листья одуванчика как губы, на одну из которых приземлилась тычинка в образе ладошкиВ нашей стране памятник Доброты установлен в Севастополе.

Всемирный день доброты
памятник Доброты в Севастополе

Библейская притча

Ведущий: В логике есть такой прием, как доказательство от противного, определение понятия через то, чем оно не является. 

По разным берегам одной реки жили два соседа. Однажды Бог обратился к одному из них – проси у меня что хочешь, только знай, что твой сосед получит в два раза больше. И что вы думайте? Сосед попросил выбыть уму глаз!

Определим, чем же не является доброта. (зависть, ненависть, злорадство)

Ведущий: А что такое доброта?

Ответы детей:

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, желание делать добро другим.
  • Доброта – всё положительное, полезное, хорошее.
  • Доброта – это стремление человека дать  счастье людям, всему человечеству.
  • Доброта – доброжелательное отношение к  людям.
  • Милосердие, сопереживание, жалость.

Ведущий: В толковом словаре можно найти следующее определение доброты:

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».  С. Ожегов.

Сергей Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Ведущий: Научным языком можно сказать: Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.

К таким свойствам относятся: отзывчивость; внимание к людям; щедрость; готовность поступиться своими интересами ради других; способность к самопознанию; бескорыстие и т. д.

Ведущий: О доброте говорили писатели и философы:

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

Максим Горький: «Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым».

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить».

А.П. Чехов: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Л. Н. Толстой: «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро!»

Ведущий: В народе о доброте слагались пословицы:

  • «Час в добре побудешь – все горе забудешь».
  • «Кто живет в добре, тот ходит в серебре».
  • «Лихо помнится, а добро век не забудется».
  • «Бедного обижать – себе добра не желать».
  • «Худо тому, кто добра не делает никому».
  • «Добрые дела красят человека».
  • «Сделаешь добро – добро найдешь».
  • «Кто со злом не повстречался, тот добра не 
  • понимает».
  • «На добрый привет – добрый ответ».
  • «Жизнь дана на добрые дела».

Игра “Собери пословицу”

На доске – части пословиц, которые нужно собрать.

Час в добре побудешь; тот ходит в серебре;  Лихо помнится;  себе добра не желать;  все горе забудешь»;  Кто живет в добре;  Бедного обижать; кто добра не делает никому; Худо тому; Добрые дела;
Кто со злом не повстречался; Сделаешь добро; На добрый привет;  Жизнь дана;  добрый ответ;  на добрые дела; красят человека .

Ведущий: А для чего нужна доброта?

(Ответы детей)

Ведущий: Доброта, отзывчивость, милосердие взращивались человечеством в течение тысячелетий для того, чтобы всем было радостнее жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило счастье.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда наступает время тяжелых жизненных испытаний, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает.

Посмотрите, на доске изображено – «Дерево добра».

(На листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов)

Сейчас мы попробуем изменить эту картину.

Ведущий: Ребята, а как вы считаете, где живет доброта? Можно ли ее измерить?

(Ответы детей: доброта живет в сердце человека.)

Ведущий: Как вы считаете, легко ли быть по-настоящему добрым человеком?

(Ответы детей)

Притча «Котенок»

Ведущий:Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека своя дорога к доброте, свои взлеты и падения. Ребята, я предлагаю вам послушать притчу.

«Котёнок»

«Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

«От 30 до 50 рублей», – ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас», – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них», – с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар», – добавил мужчина. – Поэтому котенок и хромает».

Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести».

«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.

Сердце продавца дрогнуло. – «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», – дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты», – сказал продавец».

Ведущий: Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких качествах мальчика говорится в ней? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?

(Ответы детей)

Ведущий: В жизни, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как то, что есть КТО-ТО, кто вас по-настоящему ценит за то, КАКОЙ вы есть, кто принимает и любит вас без каких-либо оговорок. В этом и проявляется милосердие, качество, родственное слову доброта.

Игра «Сказочный герой – добрый и злой» (физминутка) 

(Ведущий называет сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой – топают ногами).

Иван-царевич, Щелкунчик, Кащей Бессмертный, Илья Муромец, Золотая Рыбка, Соловей-Разбойник, Дюймовочка, Тугарин-змей, Карабас-Барабас, Золушка, Пьеро, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло, Буратино, Артамон, черепаха Тортилла, старуха-процентщица, старуха Шапокляк, крокодил Гена. (Список можно продолжить.)

Притча «Калека»

Ведущий: Умницы! Я вижу, что вы читаете сказки и можете отличить злых героев от добрых. А сейчас я познакомлю вас с притчей Светланы Копыловой о художнике без рук и ног – Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.

«Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках».

Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола.

От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию».

Ведущий: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?

(Ответы детей: сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей…)

Случай из жизни

Ведущий: А теперь я вам расскажу о ситуации, которой сама была свидетельницей: «По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет,- ответил мальчик.
Мама?- удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!»

Ведущий: Дети, скажите, а как бы вы поступили в этой ситуации?

(Ответы детей)

Тест «Добрый ли я»

Ведущий: Сейчас мы проведем тест «Добрый ли я».

Сейчас вы можете проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать «да» или «нет».

Вопросы

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты все потратить на подарки друзьям или родным?
2. Друг делится с тобой своими проблемами и переживаниями. Если тема тебе мола интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер не очень хорошо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Насколько часто ты используешь злые шутки?
6. Характерны ли для тебя мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с собеседником, если данная тема тебя совсем не интересна?
8. С желанием ли ты используешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты делать работу по просьбе родителей, если она не входит в круг твоих обязанностей (что-то выполнить за кого-то из родных, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, насмехаться над кем-то, чтобы развеселить своих друзей?

Ведущий: А сейчас подсчитаем баллы.

Один балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Итоги:

Больше 8 баллов. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 баллов. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 баллов. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Практическое задание: «Вырастить Дерево Добра»

Детям предлагается украсить дерево листьями и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, сочувствие, ласка, сострадание, радость, переживание, чудеса, взаимопомощь, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, благонравие, честность.

(Дети украшают «Дерево Добра»)

Ведущий: А никто не хочет украсить «Дерево Добра» надписями: зло, война, ненависть, зависть, жадность, грубость, ложь, жестокость, предательство?

(Ответы детей: нет!)

Ведущий: Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Скажите, что из этих «даров» вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?

(Ответы детей)

Подведение итогов

Ведущий: Дети, так кто же он – добрый человек?

(Ответы детей)

Итак, добрый человек – это тот, кто:

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь; 
  • любит природу и бережет ее; 
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим; 
  • любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу;
  • подкармливает собак и кошек.

Есть такая притча: «Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя».

В чем смысл этой притчи?

(Ответы детей)

Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.

Как воспитать в себе доброе отношение к людям?Начните с малого:

  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
  • Уступи место в автобусе пожилым людям.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Не допускайте грубости.
  • Будьте добрым человеком!
  • Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
  • Улыбнуться прохожему. 
  • Помочь молодой маме вынести коляску.
  • Помочь донести тяжелую сумку бабушке.
  • Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.
  • Отвезти свои мягкие игрушки и хорошие, но давно не используемые вещи в детский дом.
  • Уступить свое место в очереди тому, кто стоит за вами. Это может быть домохозяйка в супермаркете, которую ждут дети.
  • Друзьям отправить приятные СМС или открытки.
  • Сделать кормушку для птиц.
  • Покормить бездомных кошек или собак. 

Дорогие друзья, вы, я думаю, осознали, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Будьте добрым человеком! 

Наше занятие завершается. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, искренние, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!

Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется к вам по кругу. 

Презентацию к мероприятию по теме “Всемирный день доброты” можно скачать ►здесь.

“Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется”↓

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *