Зарождение демократии в Афинах

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.
§30. Зарождение демократии в Афинах
§30. Зарождение демократии в Афинах

Краткие ответы на вопросы (после них подробные ответы + сообщение, доклад)

Вопрос внутри текста:

На рисунке нашего времени афиняне выполняют приказ Солона. Почему ликуют одни и негодуют другие? Кто эти люди.

На рисунке изображено, как люди выкидывают с полей долговые камни. Ликуют земледельцы, так их все долги прощены, а сам он за долги никогда не станет рабом. Негодует знать, которая владела этими долгами и рабами, а сейчас лишилась всего.

Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон был выгоден жителям Афин, так как был призван прекратить голод в стране. Невыгоден он был торговцем, которые вывозили хлеб в другие страны.

Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхма – бык.

Потому что один волк мог нанести много вреда. Например, убить больше одного быка или нескольких овец. Поэтому, убивая волка, люди экономили те деньги, которые могли бы потерять, если бы волк съел животных, а также сохраняли пищу.

1. Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть демоса.

Во-первых, благодаря законам Солона в Афинах, знать лишилась своих преимущества по управлению государством. Архонтом мог стать любой гражданин, обладающий богатством.

Во-вторых, для решения важнейших вопросов стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все граждане, а не только избранные.

В-третьих, Солон учредил выборный суд. Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от их знатности и богатства.

Таким образом, законы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть «власти народа».

2. «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов», – сказал о себе Солон, что он имел в виду?

Солон имел ввиду, что он находился меж двух огней: с одной стороны был простой демос, который хотел еще большего увеличения прав, с другой знать, которая была возмущена уменьшением своих прав. Солону нужно было принимать такие решения, которые бы устроили и первых, и вторых.

3. Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Недовольство знати Солон вызвал тем, что отменил долговое рабство и всех должников сделал свободными, лишил знать преимущества по управлению государством. Недовольство бедных было вызвано тем, что Солон не осуществил передела земли, на который они надеялись.

Подробные ответы + сообщение, доклад

Зарождение демократии в Афинах

Объясните значение слов

Демократия — это политическая система управления государством, основанная на принципах народной власти.

Буквально, слово «демократия», переводится как «власть народа» (демос — народ, кратос — власть).

Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства.

Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод, прав и обязательств, сформированных с учетом интересов всего сообщества.

Проверьте себя

1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон?

Мы знаем, что в Афинах к VII веку до н.э. сформировалась политическая система типичной аристократической республики. К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство.

Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав. Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э.

Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство».

По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны — аристократию и демос.

2. Чем Солон облегчил участь простого народа?

Солон повелел выкинуть с полей все долговые камни и выпустить на свободу рабов-должников. Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.

Солон так же нашел государственные средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов.

3. Что предпринял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Все свободные мужчины Аттики стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством.

Теперь любой гражданин, имеющий достаточно большие богатства, а не только аристократ, мог стать архонтом. Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане.

На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы.

Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги.

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде

Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд — гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30-летнего возраста, мог стать судьей.

Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один -целый (или белый), обозначал «невиновен», другой -просверленный (или черный), «виновен».

После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию.

В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Понятие справедливости для решения суда, действующего на основании закона, и суда, действующего по понятию, различное. Для первого суда справедливым будет решение, строго следующее букве закона, и к общепринятой справедливости не имеющее никакого отношения.

Если же суд рассматривает дело на основании каких-либо моральных устоев, личных предпочтений судей, а не в соответствии с законом, то тогда конечно, расширенный состав суда присяжных вынесет более справедливое решение, поскольку в нем представлены различные слои общественности, а не только аристократия.

Подумайте

1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон мог быть выгоден демосу, поскольку недостаток хлеба в связи с природными особенностями Средней Греции, ощущался всегда, а экспорт пшеницы за границу снижал и без того невеликие запасы и увеличивал цены на внутреннем рынке.

Закон был направлен прежде всего против крупных землевладельцев, так называемой аристократии, и торговцев, осуществляющих экспортные поставки.

2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык.

В данном законе мы видим яркий пример экономической целесообразности. Поскольку за свою жизнь волк может убить не одну овцу и не одного быка, то истребление одного волка могло сохранить жизнь достаточному количеству домашнего скота, тем самым увеличив запасы мяса.

3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

Этот закон нельзя рассматривать отдельно от других, принятых Солоном, и отдельно от существовавших в Древней Греции традиций и верований. Греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений душам умерших.

Все знаменитые греческие династии, как считалось, вели свой род чуть ли не от богов или их смертных детей. Поэтому дурные слова в адрес предков могли рассматриваться как оскорбление богов.

Солон узаконил традицию, теперь за оскорбление умерших полагалось наказание – штраф, который шел в казну полиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.