ГДЗ ◄ ГДЗ русский язык ◄ ГДЗ русский язык/ Ладыженская 8 кл. ◄
Готовые ответы (образцы решений) упражнений № 12-20 к § 3. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, учебника Русский язык 8 кл. Ладыженская, Тростенцова.
12. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему?
Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.


13. Заполните таблицу своими примерами. Расскажите по ней о типах сложных предложений и средствах связи в них.
Тип предложения | Бессоюзные | Союзные ССП | Союзные СПП |
Средства связи простых предложений в сложном | Интонация | Сочинительные союзы и интонация | Подчинительные союзы, союзные слова и интонация |
Примеры | Я сижу в своем саду, горит светильник | Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть | Наполеон понял, что он проиграл битву |
Бессоюзные предложения (средство связи — интонация): Внезапно Варя почувствовала: чьи-то слёзы закапали ей на руку. Нравится рисовать — рисуй на здоровье.
Сложносочинённые предложения (средство связи — сочинительные союзы и интонация): Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и эмигрант. По-видимому, погода испортится и мы не поедем на дачу.
Сложноподчинённые предложения (средство связи подчинительные союзы, союзные слова и интонация): Чтобы успеть на поезд, нам пришлось ловить машину. Всё моё внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека.
14. Рассмотрите схемы сложных предложений. Что на них обозначено?
- Схема первого предложения — схема бессоюзного предложения, которое состоит из четырёх простых; первое и второе простые предложения разделяются интонацией и запятой, второе и третье — точкой с запятой, третье и четвёртое — запятой.
- Схема второго предложения — схема сложносочинённого предложения, которое состоит из двух простых, разделённых интонацией и сочинительным союзом и.
- Схема третьего предложения — схема сложноподчинённого предложения, которое состоит из главной и придаточной частей (придаточное определительное).
- Схема четвёртого предложения — схема сложного предложения с разными видами связи, состоит из четырёх простых; первое и второе связаны бессоюзной связью, второе и третье, третье и четвертое — союзной (с помощью сочинительного союза и).
15. Прочитайте вслух строфу из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Определите, сколько в тексте сложных предложений. Постройте схему последнего сложного предложения по образцам, данным в упр. 14.

16. В каких предложениях сообщается о двух фактах, фрагментах действительности? Простыми или сложными являются эти предложения? Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные разделительные запятые.
Заключите в овал средства связи простых предложений в сложном. На полях против каждого сложного предложения начертите его схему.


17. Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.


18. Составьте схемы предложений из предыдущего упражнения по образцу. В нём показано, что придаточное предложение расположено внутри главного, поэтому прямоугольник, обозначающий главное предложение, изображается с разрывом.
Обратите внимание на постановку знаков препинания в схеме. Эта схема отражает строение предложения, данного в образце упр. 17.

19. В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах? Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу (см. упр. 17). Поставьте запятые между простыми предложениями в сложном. На полях против каждого предложения начертите его схему.
1)Термин «глагол» показывает, 2) что он есть главное слово в речи или в предложении, З), так как в древнерусском языке слово речь как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». Сема: [глагол], (что), (так как)
Слово «наречие» — собственно значит приглаголие. Предложение простое, схема [ 1) ].
1)Но ещё Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отмечал, 2)что этимологический смысл термина «наречие» не соответствует позднейшим функциям этой категории, 3)потому что наречия относятся не только к глаголам, но и к другим частям речи. СХЕМА: [глагол], (что), (потому что)
1)Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем», 2)которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прилагательного «прочее» (остальное). СХЕМА: [сущ.]. (которое)
1)Не подлежит сомнению, 2)что это выражение в деловом языке XVII—XVIII вв. ещё только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова. СХЕМА: [глагол+сущ.], (что).
20. Диктант. Объясните правописание пропущенных букв. Определите, какие знаки препинания пропущены, и докажите необходимость их постановки.
Компьютер может работать только с такой информацией, (запятая между частями сложного предложения) которую люди могут превратить в сигналы. Если бы люди умели превращать в сигналы вкус или запах, (запятая между частями сложного предложения) то компьютер мог бы работать и с такой информацией, (запятая между частями сложного предложения) но делать этого люди пока не научились (не – частица с глаголами пишется отдельно).
Очень хорошо превращается в сигналы то, (запятая между частями сложного предложения) что мы видим. Для этого есть видеокамеры, (запятая между однородными членами предложения) специальные цифровые фотоаппараты и специальные устройства, (запятая между частями сложного предложения) которые носят название сканеры. Люди давно научились превращать в сигналы то, (запятая между частями сложного предложения) что мы слышим.
Делают это с помощью микрофонов. Даже обычный телефонный аппарат способен справиться с такой задачей, (запятая между частями сложного предложения) так как он превращает в сигналы звук человеческого голоса.
(По книге «Занимательный компьютер».)
§ 3. Знаки препинания в сложном предложении.
◄§ 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения,
выделения
§ 4. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий
и наречий ►