§ 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 кл. ◄
Русский язык. Ладыженская, 8 кл.
Русский язык. Ладыженская, 8 кл.

Готовые ответы (образцы решений) упражнений № 5-11 к § 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, учебника Русский язык 8 кл. Ладыженская, Тростенцова.

5. Прочитайте сначала первое четверостишие стихотворения Ф. Тютчева, затем второе, напечатанное в двух столбцах. Сравните знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший.

В каких предложениях выражено восхищение могуществом, красотой природы? Какое из четверостиший, напечатанных в два столбца, принадлежит, по вашему мнению, Ф. Тютчеву? Прочитайте вслух, выражая чувство восхищения поэта.

5. Рассмотрим четверостишия, расположенные в двух столбцах. В обоих этих четверостишиях используются следующие знаки завершения: точка, многоточие, вопросительный^знак, восклицательный знак. В первом четверостишии, напечатанном слева, ставятся точка и многоточие: все предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации не восклицательные.

Во втором четверостишии, которое находится справа, стоят вопросительный и восклицательный знаки завершения. Данные знаки эмоционально окрашивают предложения, помогают выразить чувство восхищения могуществом, красотой природы.

Поэтому можно утверждать, что именно четверостишие, напечатанное во-втором столбце (Но который год белее/Там, на высях снеговых?/А заря и ныне ceeт /Розы свежие на них!..), принадлежит перу Ф. И. Тютчева. В этих строках поэт, используя вопросительный и восклицательный знаки, смог передать своё отношение к природе более ярко и экспрессивно.

Ответы на вопросы после таблицы:

1. Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

2. Наибольшее количество знаков содержит разделительная группа:
запятая, точка с запятой, многоточие, тире, двоеточие.

3. Чаще других знаков употребляется запятая.

6. Закончите предложения, используя данные таблицы на с. 8-10
  • 1) Разделяются знаками препинания… однородные члены предложения, простые предложения в бессоюзном сложном и сложносочинённом предложении, слова автора перед прямой речью и после прямой речи, подлежащее и сказуемое, выраженные существительными в именительном падеже, реплики в диалоге, обобщающее слово перед однородными членами и после однородных членов предложения.
  • 2) Выделяются знаками препинания… придаточные предложения, причастный оборот, деепричастный оборот и обращение.
7. Предложения этого упражнения взяты из старинных романсов. Расставляя пропущенные запятые, выпишите предложения в такой последовательности:
  • 1) с разделительными запятыми;
  • 2) с выделительными запятыми;
  • 3) со знаками выделения и разделения.

Графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения или выделения которых служат знаки препинания.

1) Предложения с разделительными запятыми.

Ты у меня одна заветная,
Других не будет никогда.
Белой акации гроздья душистые Вновь аромата полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянье луны!
Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

2) Предложения с выделительными запятыми.

Ямщик (обращение), не гони лошадей!

3) Предложения со знаками выделения и разделения.

Гори, гори, моя звезда. (обращение),
Гори, звезда приветная! (обращение)
Дремлют плакучие ивы,
Низко склонясь над ручьём,
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик (обращение), не гони лошадей!

8. В предыдущем упражнении помещены строчки из любимых и известных романсов.

Эти строчки запомнились многим, однако имена некоторых авторов, к сожалению, забыты. Обратите внимание на знак вопроса возле фамилий А. Тимофеева («Дремлют плакучие ивы…»), А. Пугачёва («Белой акации гроздья душистые…»), Н. Листова («Я помню вальса звук прелестный…»). Это означает, что авторство точно не установлено. А ведь песни, романсы – это неотъемлемая часть русской культуры.

Помните ли вы наизусть слова современных песен, романсов? Знаете ли фамилии авторов слов? Проверьте себя и запишите по памяти 2-3 куплета из разных песен или из одной песни, укажите фамилию автора (авторов) слов. Если в тексте есть разделительные знаки препинания, то надпишите над ними букву р.

Шумел камыш, деревья гнулись, (р)
А ночка темная была.
Одна возлюбленная пара Все ночь гуляла до утра.
(Автор романса «Шумел камыш» не известен.)

Утро туманное, (р) утро седое, (р)
Нивы печальные, (р) снегом покрытые, (р)
Нехотя вспомнишь и время былое, (р)
Вспомнишь и лица давно позабытые (р)
Вспомнишь и лица давно позабытые.
(Автор романса «Утро туманное» – великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев)

Вдоль по улице метелица метёт, (р)
За ьетелицей мой миленький идёт.
Ты постой, (р) постой, (р) красавица моя, (р)
Дозволь наглядеться, (р) радость, (р) на тебя.
(Автор романса «Вдоль по улице метелица метет» не известен.)

9. Запишите 2 предложения, в которых знаки препинания служат для разделения; 2 предложения, в которых знаки препинания служат для выделения; 3 предложения со знаками разделения и выделения.

Предположения со знаками разведения:

  1. Внизу, в овраге. шумел ручей. (Занятые отделяют уточняющее обстоятельство места).
  2. В комнате были красные, синие, зеленые шары. (Занятые разделяют однородные члены предложения).

Предложения со знаками выделения:

  1. Маша, принести мне книгу Пушкина. (Занятая выделяет обращение).
  2. Мальчик, сидевший на заборе, быстро собирал яблоки в мешок. (Занятые отделяют обособленное согласованное определение в составе простого предложения.

Предложения со знаками разделения и выделения:

  1. Прошлой осенью (в то время было как-то не по-осеннему холодно) мы с друзьями отправились в поход, который завершился только через пять дней (Скобками выделяется вставная конструкция, а запятой разделяется главная и придаточная части в СПП).
  2. «Принеси-ка мне чайник, родной мой!», – сказан отец, надевая утренний халат. (Кавычками выделяется прямая речь, запятая и тире оформляют прямую речи на письме, запятая перед сочетанием родной мой выделяет обращение, запятая в словах автора указывает на деепричастный оборот).
10. Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

Вопросный план текста:

11. Ответьте на вопрос «Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево. Предложения составьте по образцу. Знаки препинания какой группы вы поставили?

«Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево.

Сергей Тимофеевну Аксаков — русский писатель, автор биографических повестей «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания».
Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, создатель стихотворений в прозе, певец земли русской.
Николай Васильевич Гоголь — русский и украинский писатель, прекрасный знаток национальных традиций своего народа.

Фёдор Иванович Тютчев — выдающийся русский поэт-философ, воспевший красоту русской природы.
Михаил Семёнович Щепкин — комический актёр светской комедии и водевиля, его именем названо Высшее театральное училище.
Михаил Петрович Погодин — русский историк, талантливый журналист, публицист, профессор Московского университета, член Российской академии.

Были употреблены знаки разделения и завершения.

§ 3. Знаки препинания в сложном предложении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.